Гусеницы для квадроцикла: особенности, разновидности, сравнение с колесами
Особенности гусениц для квадроцикла
Гусеницы — это универсальный и весьма надежный вид движителя. Они обладают способностью хорошо сцепляться с грунтом, препятствуя пробуксовке или соскальзыванию со склонов. В то же время, гусеницы обладают большой площадью соприкосновения с основанием и могут существенно перераспределять нагрузку на опорную поверхность. Это делает их способными к интенсивному движению по мягкому и глубокому снегу, где колеса быстро начинают буксовать. Если учесть наличие 4 ведущих узлов, препятствия в виде пригорков или склонов перестают быть проблемой. Во всяком случае, там, где пасуют снегоходы, квадрики «на гусянке» свободно проходят без особого напряга.
Просто поменять колеса на гусеницы, не имея заранее изготовленных комплектов, невозможно. Большинство владельцев приобретает готовые гусеницы в разобранном виде, но есть и умельцы, способные изготовить их самостоятельно. Задача непростая, требующая специальной подготовки, наличия оборудования и материалов. Однако, для людей с техническим образованием и навыками работ с металлом, изготовление гусеничных блоков превращается в некое подобие технического творчества и часто дает впечатляющие результаты.
Виды гусениц для квадроцикла
Существует несколько разновидностей гусениц, обладающих разными возможностями и назначением. Прежде всего, надо упомянуть их сезонный режим пользования:
По ширине траков:
- стандартные, с обычной шириной полотна;
- траки с увеличенной шириной (как правило, в комплекте только задние траки широкие).
Однако больше всего вариантов формы гусеничных блоков. Здесь встречаются любые виды 3 от обычного овала до треугольника или ромба. Форма блока обусловлена расположением ведущих и натяжных колес, а также типом опорной (нижней) части блока. Вариантов много, большинство из них рассчитано на работу в определенных условиях.
При всем разнообразии гусеничных блоков, имеющихся в продаже, слишком высокого спроса на них не наблюдается. Причина этого — дороговизна импортных и даже отечественных моделей из бюджетного сегмента.
Конструкция
Гусеницы для квадроцикла имеют одну важную конструкционную особенность — они выполнены в виде отдельных блоков, установленных на оси вместо колеса. Сама конструкция каждого блока мало отличается от общепринятой (может меняться лишь конфигурация, состав ведущих и натяжных элементов и форма блока). Блок состоит из механической части и собственно гусеницы, надетой на систему направляющих элементов с натяжными роликами. Их количество может быть разным.
Чем больше площадь контакта траков с поверхностью, тем меньше удельное давление на грунт.
Считается, что его следует снижать, но делать это надо в определенных пределах — слишком малое давление сопровождается уменьшением сцепления с опорной поверхностью и снижением проходимости.
Кроме этого, варьируется тип контакта гусениц с механической частью блока. Здесь существует два конструкционных решения:
- катки. Это элементы наподобие колеса или ролика, по которым катится внутренняя поверхность гусеничного полотна;
- склизы. Это полозья, по которым скользит внутренняя поверхность полотна.
Катковая подвеска универсальна, поскольку она более «мягкая». Такие гусеницы хорошо идут по твердым поверхностям, рыхлому болотистому грунту, осенней опавшей листве. Однако при движении по снегу катки не столь эффективны — некоторая часть энергии уходит на сминание снежного пласта по форме траков. Между направляющими катками возникает неровный рельеф, снег набивается в механику и его часто приходится вычищать оттуда.
Если надо обеспечить мощность и максимально возможную скорость, лучше выбрать склизы. Они более жесткие, по мягкому снегу идут гораздо эффективнее. При этом, движение по жестким поверхностям приводит к быстрому износу траков и полозьев от трения. Поэтому, для всесезонных блоков такая конструкция не подходит.
Плюсы и минусы
К числу плюсов гусениц для квадроцикла следует отнести:
- удельное давление на грунт (или основание) по сравнению с колесами уменьшается в 3 раза;
- повышается сцепление с грунтом, исчезает риск забуксовать в низинах с подтапливаемой поверхностью или на скользких склонах;
- повышается тяговая мощность машины — квадроцикл становится способным перетаскивать массивные предметы волоком (например, тяжело груженые сани);
- увеличивается проходимость — квадроцикл проходит внатяг многие препятствия, которые другие виды техники могут преодолеть только с разбегу.
Минусы:
- уменьшается скорость. Если на колесах квадрик движется под 80 км/ч, то на гусеничном ходу больше 50 км/ч он не разовьет;
- повышается расход топлива. Машина становится тяжелее как минимум на 100 кг, что автоматически увеличивает нагрузку на двигатель и увеличивает потребление топлива;
- снижается маневренность машины — радиус поворота на гусеницах увеличивается почти вдвое. Также необходим гидроусилитель руля, иначе каждая поездка будет отнимать массу физических сил;
- многократно возрастает нагрузка на ходовую часть квадроцикла, что приводит к поломкам и необходимости частого ремонта;
- при движении образуется снежное облако (летом, при движении по плотному грунту, поднимается пыль). Это сильно снижает видимость и ослабляет контроль водителя за ситуацией;
- добавляется сложный процесс обслуживания и ремонта гусеничных блоков;
- цена комплекта траков довольно высока, что заметно ограничивает спрос.
Действительно, стоимость комплекта траков составляет от 120 000 ₽ (причем, это бюджетный вариант, далеко не лучшего качества). Многие владельцы, прикидывая расходы, говорят — лучше я немного добавлю и просто куплю новый снегоход (или даже сэкономлю на покупке б/у снегохода на Авито). Поэтому, принимать решение об установке гусениц надо с учетом всех недостатков и расходов.
Во многих регионах квадроциклы на гусеницах могут быть единственным вариантом полевого транспорта в зимнее время. Если рельеф местности сложен и недоступен для снегохода, результат выбора очевиден. Кроме того, для многих пользователей удачным решением вопроса становится использование самодельных гусеничных блоков.
Производители, популярные модели
Производителей гусеничных комплектов для установки на квадроциклы довольно много. Большинство из них не поставляют свою продукцию в РФ, но китайских моделей на отечественном рынке немало.
Среди множества гусеничных комплектов можно выделить несколько наиболее популярных вариантов:
- канадская фирма BRP выпускает линейку гусеничных блоков Apache. Они дорогие, но качественные и вполне надежные. Поставки в РФ ведутся стабильно, хотя похвастать высоким спросом фирма не может из-за дороговизны продукции;
- еще одна канадская фирма Camoplast выпускает массу деталей для BRP, но имеет и собственные разработки. Примером могут служить гусеничные комплекты ATOU 4S ATV TRACK SYSTEM, пригодные для установки на любые квадроциклы (понадобится установочный комплект под определенную модель);
- китайские гусеничные комплекты DTM для разных моделей квадроциклов производства разных стран;
- американская фирма Kimpex выпускает линейку гусеничных блоков TREX, прочных и долговечных, но очень дорогих;
- еще одна канадская фирма TJD поставляет комплекты под брендом XGEN. Они универсальные, могут работать и летом, и зимой.
Перечислять производителей можно еще долго, но особого смысла в этом нет. Большинство предложений недоступно для массового пользователя — вряд ли найдется много желающих покупать гусеничные комплекты ценой в 2-3 раза дороже самого квадроцикла. Ситуацию несколько облегчают российские производители. Примером может послужить компания S-Pro, выпускающая всесезонные гусеничные комплекты STELS. При этом, массового производства подобной продукции пока не наблюдается из-за слишком специфического назначения и ограниченного спроса.
Видео: обзор гусениц фирмы BRP
Вопросы и ответы
В целом, это зависит от конструкции блоков. Модели на склизах (особенно, неподпружиненных) намного жестче и не рассчитаны на движение по жестким поверхностям. Катковые блоки мягче, но и здесь все зависит от особенностей конструкции, ширины траков и других показателей.
Помимо дешевизны, самодельные блоки дают максимальную приспособленность для езды в имеющихся условиях. Производители изготавливают их исходя из неких усредненных данных — плотность грунта, тип рельефа, сезон и т. д. При изготовлении блока пользователь в первую очередь стремится исправить недостатки готовых комплектов, что часто дает более качественные и надежные результаты.
Есть немало турбаз, где для клиентов предлагаются туристические маршруты на квадроциклах. Иногда они на гусеничном ходу. Выяснить это не сложно — все известные базы имеют собственные сайты, где можно получить любую информацию.
Нет, нельзя. Все сходство между этими транспортными средствами — способность ходить по рыхлому снегу. Опытные пользователи вообще утверждают, что это два разных вида техники, и сравнивать их бессмысленно. Например, гусеничный квадрик хорош и зимой и летом в болоте, где снегоходу зимой делать нечего, а летом он и вовсе не используется.
Действительно, на профильных форумах отношение к «гуслям» неоднозначное. Гусеницы действительно расширяют возможности техники. Однако встречается очень много критики, некоторые даже утверждают, что они нужны буквально на 2 недели в году. Сказать однозначно, где здесь истина, сложно — на ситуацию влияет слишком много внешних факторов. Поэтому, покупать гусеничные комплекты надо только после плотного изучения вопроса и личной проверки их свойств на практике.