Вездеход «Хищник»: таежный зверь, крадущийся на мягких лапах
«Хищник» – не чужой
Техническое описание
Вездеход создан на базе ГАЗ-66 – полноприводного среднетоннажного грузового автомобиля повышенной проходимости, используемого в сельском хозяйстве и состоящего на вооружении в армии РФ. Разработчик изменил конструкцию передней подвески, что позволило устанавливать колеса диаметром до 1780 мм. На данное изобретение «МЕГ ВЕСТу» выдан патент.
Ключевая особенность «Хищника» – шины сверхнизкого давления. С таким оснащением машина уверенно передвигается по болотам, грязи, глубокому песку и снежной целине. Кроме того, за счет водоизмещения колес она держится на плаву и благодаря гребному винту развивает в водоеме скорость до 4,5 км/ч.
С целью уменьшения веса вездеход снабдили несущим кузовом из дюралюминия. Компоновка – 3-дверная, внутри помимо сидений для водителя и пассажиров имеется грузовой отсек. Двигатель вынесли вперед, что позволило уменьшить ширину автомобиля (у ГАЗ-66 силовая установка находится под кабиной).
На шоссе вездеход разгоняется до 50 км/ч. Расход топлива за 1 моточас составляет 5,2-8,4 л – в зависимости от режима движения и массы вездехода.
Уже в базовой комплектации имеются:
- люк;
- централизованная система подкачки шин;
- блокировка мостов;
- дисковые тормоза «по кругу»;
- утепление салона;
- жидкостный обогреватель.
За доплату предлагается богатый перечень оборудования, например:
- лебедки грузоподъемностью 4,5 и 5,5 т;
- поручни на крышу;
- экспедиционный багажник на крышу;
- фонари на крышу;
- оптика на торец задней стенки;
- электроподогреватель мотора;
- автономный обогреватель салона.
Мотор и узлы
На первых версиях «Хищника» ставили инжекторный мотор ВАЗ-11183 мощностью 82 л.с. и трансмиссию от ВАЗ 2181 с оптимизированными передаточными числами. Позже от этого варианта отказались, отдав предпочтение импортным двигателям Raywin, Weichai, Yanmar, Kubota и Isuzu. Они предназначены для строительной и специальной техники, поэтому легко переносят большие нагрузки.
В 2022 г. в связи с уходом иностранных производителей из России «МЕГ Вест» заменила японские двигатели продукцией Минского моторного завода (ММЗ). Но затем вернулась к упомянутым агрегатам, наладив их поставки по схеме параллельного импорта.
ВАЗовскую трансмиссию заменили на тойотовскую, а в моделях с большой грузоподъемностью – на КПП марки ГАЗ. Оба варианта совместимы с раздаточной коробкой от ГАЗ-3308 «Садко», которой оснащают все версии «Хищника».
Мосты в вездеходе – от «Соболя», «ГАЗели» и ГАЗ-66, гидроусилитель рулевого управления – от «ГАЗель Бизнес». Система подкачки колес доработана таким образом, чтобы вода не попадала в мосты и ступицы. По умолчанию установлена пружинная подвеска, за доплату ее можно заменить пневматической.
Модельный ряд
Линейка хищников включает в себя 5 моделей – одну 2-осную и четыре 3-осных. Все машины имеют полный привод. С увеличением объемов производства разработчик планирует добавить еще несколько модификаций.
Хищник 29014
4-колесный вездеход с 3-дверным кузовом и турбодизельным мотором ISUZU 4JB1T под капотом (110 л.с., 220 Н*м). Трансмиссия производства Toyota (механика, 5 скоростей).
Характеристики:
- диаметр колес – 1300-1700 мм;
- количество мест – 4-6 (зависит от схемы размещения кресел);
- число спальных мест – 2-3;
- размеры – 5250х2540х3000 мм (ДхШхВ);
- снаряженная масса – 2560 кг;
- клиренс – 600 мм;
- емкость топливного бака – 95 л;
- грузоподъемность – 500 кг.
Цена этой модели составляет 4,6 млн руб.
Хищник 3910
6-колесная версия вездехода. Силовая установка и трансмиссия – как у предыдущей модели. Удлиненная кабина вмещает больше пассажиров и груза.
Характеристики:
- диаметр колес – 1300-1340 мм;
- количество кресел – 8 (трансформируются в 5 спальных мест);
- масса с полным снаряжением – 2720 кг;
- размеры – 6260х2540х2820 мм;
- емкость бака для топлива – 105 л;
- клиренс – 400 мм;
- грузоподъемность (плотный грунт/слабый грунт или на плаву) – 770/600 кг.
Стоимость модели – 6 млн руб.
Хищник 3920
Вариант с еще большим багажником. У этой модели тоже 6 колес и все ведущие.
Характеристики:
- диаметр колес – от 1450 мм;
- число сидений – 8 (превращаются в 6 спальных мест);
- размеры – 7020х2540х2900 мм;
- емкость топливного бака – 105 л;
- клиренс – 400 мм;
- снаряженная масса – 3080 кг;
- грузоподъемность – 410 кг (на грунтах всех типов и на плаву).
Цена – 6,5 млн руб.
Хищник 3930
Эта 3-осная модель при тех же габаритах, что и у «Хищника-3920», имеет увеличенную грузоподъемность и может вмещать в себя до 14 сидячих и до 6 спальных мест. В движение машину приводит турбированный дизельный мотор Raywin 4D24T или Weichai WP2 мощностью 65,4 и 119 л.с. соответственно. Все остальные узлы – как у предыдущих моделей.
Характеристики:
- диаметр колес – от 1700 до 1780 мм;
- размеры – 7020х2540х3000 мм;
- число сидячих мест – от 8 до 14;
- число спальных мест – 6;
- вес с полным снаряжением – 4000 кг;
- емкость бака для горючего – 105 л;
- клиренс – 600 мм;
- грузоподъемность, в т.ч. на слабонесущем грунте и на плаву – 1500 кг.
Стоимость – 7,6 млн руб.
Есть еще один вариант этой модели, оснащенный одним из следующих турбодизельных двигателей:
- YANMAR 4TNV98T объемом 3,3 л и мощностью 85 л.с., с максимальным крутящим моментом 290 Н*м;
- Kubota V 3800-T с параметрами 3,8 л / 97,6 л.с. / 330 Н*м.
Используется 4-скоростная КПП ГАЗ, прочие компоненты – те же.
Хищник 3940
Эта модель может использоваться не только для поездок, но и для вахтового проживания. Высота потолка позволяет передвигаться по салону в полный рост. Можно установить:
- 2 дополнительных спальных места (подвесные);
- 2 шкафчика для одежды или вещей;
- большую подвесную полку;
- откидной столик;
- шкафчик для продуктов.
Машину оснащают турбированным дизельным двигателем марки Raywin, Yanmar, Kubota или Weichai. Он стыкуется с 5-скоростной механической КПП марки ГАЗ с понижающим редуктором.
Характеристики:
- диаметр колес – от 1700 до 1780 мм;
- размеры – 7020х2540х3300 мм;
- снаряженная масса – 4200 кг;
- число сидячих мест – 8-12;
- количество спальных мест после трансформации сидений – 7;
- емкость бака для горючего – 105 л;
- дорожный просвет – 600 мм;
- грузоподъемность – 1300 кг (в т.ч. на плаву и на зыбком грунте).
Преимущества и недостатки
Сильными сторонами «Хищника» являются:
- Простая конструкция со свободным доступом ко всем узлам – большую часть ремонтных работ можно произвести в полевых условиях.
- Способность преодолевать все виды тяжелого бездорожья и передвигаться вплавь.
- Экономичные двигатели.
- Простое управление – как в обычном легковом автомобиле.
- Габариты, делающие возможным выезд на дороги общественного пользования.
- Минимальный вред растительности от мягких шин, что важно для хрупкой природы Крайнего Севера.
Недостатки:
- Использование импортных агрегатов.
- Утилитарный салон без особых удобств.
- У 4-колесной модели – маленький объем грузового отсека.
Видео: обзор вездехода Хищник
Заключение
Снегоболотоход «Хищник» – хорошая, надежная машина без критических недостатков. Недочеты, выявленные Д. Песковым, производитель пообещал исправить в кратчайший срок. Можно надеяться, что переход на отечественные или белорусские двигатели позволит снизить себестоимость вездехода.
Вопросы и ответы
Компания «МЕГ ВЕсТ» выпускает прицепы для своего вездехода. Представлено 5 моделей – от 8911 до 8915.
Для управления версиями «Хищника» 29014, 3910 и 3920 нужны права тракториста-машиниста категории АII. Для остальных моделей – категории A-III или A-IV (зависит от числа мест для пассажиров).
Машину покупают непосредственно у производителя. На официальном сайте нужно заполнить заявку.
Разработчик берет предоплату в размере 30% от стоимости вездехода. Остальная часть суммы вносится единым платежом по факту готовности ТС. Способ расчета – безналичная оплата.
На сайте производителя указаны следующие марки бескамерных шин сверхнизкого давления: Avtoros Salamandra, «ТРЭКОЛ» и «Арктиктранс». Резина этих марок характеризуется высокой износостойкостью.