Вездеход «Хищник»: таежный зверь, крадущийся на мягких лапах

Вездеход разработала группа инженеров российской компании «МЕГ ВЕСТ». Сами разработчики называют его снегоболотоходом. Главные покупатели – предприятия нефтегазодобывающей, горнорудной и лесозаготовительной отраслей, работающие в Сибири и на Крайнем Севере. Также машина востребована среди любителей охоты и рыбалки.

«Хищник» – не чужой

«Хищник» выпускается с 2007 г. на заводе компании в г. Тобольске Тюменской обл. На начало 2024 г. производительность предприятия составляет 7 машин в месяц. «МЕГ ВЕСТ» планирует расширять производство и с этой целью в конце 2023 г. выкупила заброшенный завод в деревне Бизино Тобольского района. Ожидается, что первый снегоболотоход сойдет с нового конвейера весной 2024 года.

Техническое описание

Вездеход создан на базе ГАЗ-66 – полноприводного среднетоннажного грузового автомобиля повышенной проходимости, используемого в сельском хозяйстве и состоящего на вооружении в армии РФ. Разработчик изменил конструкцию передней подвески, что позволило устанавливать колеса диаметром до 1780 мм. На данное изобретение «МЕГ ВЕСТу» выдан патент.

Ключевая особенность «Хищника» – шины сверхнизкого давления. С таким оснащением машина уверенно передвигается по болотам, грязи, глубокому песку и снежной целине. Кроме того, за счет водоизмещения колес она держится на плаву и благодаря гребному винту развивает в водоеме скорость до 4,5 км/ч.

С целью уменьшения веса вездеход снабдили несущим кузовом из дюралюминия. Компоновка – 3-дверная, внутри помимо сидений для водителя и пассажиров имеется грузовой отсек. Двигатель вынесли вперед, что позволило уменьшить ширину автомобиля (у ГАЗ-66 силовая установка находится под кабиной).

Интерьер – предельно простой: пол из полированного алюминия, сиденья с обивкой из легкоочищаемого кожзама, торпеда из жесткого пластика и аналоговая панель приборов. Кресла – современные и удобные, с небольшой боковой поддержкой. Они легко трансформируются в спальные места.

На шоссе вездеход разгоняется до 50 км/ч. Расход топлива за 1 моточас составляет 5,2-8,4 л – в зависимости от режима движения и массы вездехода.

Уже в базовой комплектации имеются:

  • люк;
  • централизованная система подкачки шин;
  • блокировка мостов;
  • дисковые тормоза «по кругу»;
  • утепление салона;
  • жидкостный обогреватель.

За доплату предлагается богатый перечень оборудования, например:

  • лебедки грузоподъемностью 4,5 и 5,5 т;
  • поручни на крышу;
  • экспедиционный багажник на крышу;
  • фонари на крышу;
  • оптика на торец задней стенки;
  • электроподогреватель мотора;
  • автономный обогреватель салона.

Мотор и узлы

На первых версиях «Хищника» ставили инжекторный мотор ВАЗ-11183 мощностью 82 л.с. и трансмиссию от ВАЗ 2181 с оптимизированными передаточными числами. Позже от этого варианта отказались, отдав предпочтение импортным двигателям Raywin, Weichai, Yanmar, Kubota и Isuzu. Они предназначены для строительной и специальной техники, поэтому легко переносят большие нагрузки.

В 2022 г. в связи с уходом иностранных производителей из России «МЕГ Вест» заменила японские двигатели продукцией Минского моторного завода (ММЗ). Но затем вернулась к упомянутым агрегатам, наладив их поставки по схеме параллельного импорта.

ВАЗовскую трансмиссию заменили на тойотовскую, а в моделях с большой грузоподъемностью – на КПП марки ГАЗ. Оба варианта совместимы с раздаточной коробкой от ГАЗ-3308 «Садко», которой оснащают все версии «Хищника».

Мосты в вездеходе – от «Соболя», «ГАЗели» и ГАЗ-66, гидроусилитель рулевого управления – от «ГАЗель Бизнес». Система подкачки колес доработана таким образом, чтобы вода не попадала в мосты и ступицы. По умолчанию установлена пружинная подвеска, за доплату ее можно заменить пневматической.

Модельный ряд

Линейка хищников включает в себя 5 моделей – одну 2-осную и четыре 3-осных. Все машины имеют полный привод. С увеличением объемов производства разработчик планирует добавить еще несколько модификаций.

Хищник 29014

4-колесный вездеход с 3-дверным кузовом и турбодизельным мотором ISUZU 4JB1T под капотом (110 л.с., 220 Н*м). Трансмиссия производства Toyota (механика, 5 скоростей).

Характеристики:

  • диаметр колес – 1300-1700 мм;
  • количество мест – 4-6 (зависит от схемы размещения кресел);
  • число спальных мест – 2-3;
  • размеры – 5250х2540х3000 мм (ДхШхВ);

  • снаряженная масса – 2560 кг;
  • клиренс – 600 мм;
  • емкость топливного бака – 95 л;
  • грузоподъемность – 500 кг.

Цена этой модели составляет 4,6 млн руб.

Хищник 3910

6-колесная версия вездехода. Силовая установка и трансмиссия – как у предыдущей модели. Удлиненная кабина вмещает больше пассажиров и груза.

Характеристики:

  • диаметр колес – 1300-1340 мм;
  • количество кресел – 8 (трансформируются в 5 спальных мест);
  • масса с полным снаряжением – 2720 кг;
  • размеры – 6260х2540х2820 мм;

  • емкость бака для топлива – 105 л;
  • клиренс – 400 мм;
  • грузоподъемность (плотный грунт/слабый грунт или на плаву) – 770/600 кг.

Стоимость модели – 6 млн руб.

Хищник 3920

Вариант с еще большим багажником. У этой модели тоже 6 колес и все ведущие.

Характеристики:

  • диаметр колес – от 1450 мм;
  • число сидений – 8 (превращаются в 6 спальных мест);
  • размеры – 7020х2540х2900 мм;
  • емкость топливного бака – 105 л;

  • клиренс – 400 мм;
  • снаряженная масса – 3080 кг;
  • грузоподъемность – 410 кг (на грунтах всех типов и на плаву).

Цена – 6,5 млн руб.

Хищник 3930

Эта 3-осная модель при тех же габаритах, что и у «Хищника-3920», имеет увеличенную грузоподъемность и может вмещать в себя до 14 сидячих и до 6 спальных мест. В движение машину приводит турбированный дизельный мотор Raywin 4D24T или Weichai WP2 мощностью 65,4 и 119 л.с. соответственно. Все остальные узлы – как у предыдущих моделей.

Характеристики:

  • диаметр колес – от 1700 до 1780 мм;
  • размеры – 7020х2540х3000 мм;
  • число сидячих мест – от 8 до 14;
  • число спальных мест – 6;

  • вес с полным снаряжением – 4000 кг;
  • емкость бака для горючего – 105 л;
  • клиренс – 600 мм;
  • грузоподъемность, в т.ч. на слабонесущем грунте и на плаву – 1500 кг.

Стоимость – 7,6 млн руб.

Есть еще один вариант этой модели, оснащенный одним из следующих турбодизельных двигателей:

  • YANMAR 4TNV98T объемом 3,3 л и мощностью 85 л.с., с максимальным крутящим моментом 290 Н*м;
  • Kubota V 3800-T с параметрами 3,8 л / 97,6 л.с. / 330 Н*м.

Используется 4-скоростная КПП ГАЗ, прочие компоненты – те же.

Хищник 3940

Эта модель может использоваться не только для поездок, но и для вахтового проживания. Высота потолка позволяет передвигаться по салону в полный рост. Можно установить:

  • 2 дополнительных спальных места (подвесные);
  • 2 шкафчика для одежды или вещей;
  • большую подвесную полку;
  • откидной столик;
  • шкафчик для продуктов.

Машину оснащают турбированным дизельным двигателем марки Raywin, Yanmar, Kubota или Weichai. Он стыкуется с 5-скоростной механической КПП марки ГАЗ с понижающим редуктором.

Характеристики:

  • диаметр колес – от 1700 до 1780 мм;
  • размеры – 7020х2540х3300 мм;
  • снаряженная масса – 4200 кг;
  • число сидячих мест – 8-12;

  • количество спальных мест после трансформации сидений – 7;
  • емкость бака для горючего – 105 л;
  • дорожный просвет – 600 мм;
  • грузоподъемность – 1300 кг (в т.ч. на плаву и на зыбком грунте).

Преимущества и недостатки

Сильными сторонами «Хищника» являются:

  • Простая конструкция со свободным доступом ко всем узлам – большую часть ремонтных работ можно произвести в полевых условиях.
  • Способность преодолевать все виды тяжелого бездорожья и передвигаться вплавь.
  • Экономичные двигатели.
  • Простое управление – как в обычном легковом автомобиле.
  • Габариты, делающие возможным выезд на дороги общественного пользования.
  • Минимальный вред растительности от мягких шин, что важно для хрупкой природы Крайнего Севера.

Недостатки:

  • Использование импортных агрегатов.
  • Утилитарный салон без особых удобств.
  • У 4-колесной модели – маленький объем грузового отсека.

Видео: обзор вездехода Хищник

Заключение

Снегоболотоход «Хищник» – хорошая, надежная машина без критических недостатков. Недочеты, выявленные Д. Песковым, производитель пообещал исправить в кратчайший срок. Можно надеяться, что переход на отечественные или белорусские двигатели позволит снизить себестоимость вездехода.

Вопросы и ответы

Какие прицепы можно использовать с «Хищником»?

Компания «МЕГ ВЕсТ» выпускает прицепы для своего вездехода. Представлено 5 моделей – от 8911 до 8915.

Какие права нужны для управления вездеходом?

Для управления версиями «Хищника» 29014, 3910 и 3920 нужны права тракториста-машиниста категории АII. Для остальных моделей – категории A-III или A-IV (зависит от числа мест для пассажиров).

Где можно приобрести снегоболотоход?

Машину покупают непосредственно у производителя. На официальном сайте нужно заполнить заявку.

Какие условия покупки?

Разработчик берет предоплату в размере 30% от стоимости вездехода. Остальная часть суммы вносится единым платежом по факту готовности ТС. Способ расчета – безналичная оплата.

Какие шины устанавливают на вездеход «Хищник»?

На сайте производителя указаны следующие марки бескамерных шин сверхнизкого давления: Avtoros Salamandra, «ТРЭКОЛ» и «Арктиктранс». Резина этих марок характеризуется высокой износостойкостью.