Вездеход Каракат — созданный и любимый народом. Особенности конструкции и преимущества

Первые самоделки на основе мотоциклов "Восход" и ИЖ были произведены умельцами из Вологодской области в 80 годах прошлого века. К мотоциклетной основе приладили колеса от грузовика. Идея захватила вологжан, каждый энтузиаст привносил в модель улучшения.

История

Территория Вологодской области более чем на 17% состоит из болот. Наличие вездеходного транспорта чрезвычайно актуально для ее жителей.

Сначала догадались попробовать облегченные шины разбрасывателя удобрений, ведь они были приспособлены для езды по мягкому грунту весенних полей. Со временем в качестве базы стали применять автомобильные кузова, даже мотоблоки. Мастерили каракаты повсеместно в Вологодской области, а затем «мода» перекинулась и на другие регионы.

Название «каракат» по непроверенным данным образовалось от слова «каракатица», которым вологодский левша назвал первую модель вездехода, прародительницу целого класса современных модификаций.

Устройство вездехода на примере болотохода ЗИС-5

Болотоход ЗИС-5

Характеристики каракатов разнятся, так как их каждый производит сам из чего придется. Исключение составляют модели серийного, заводского производства.

Основу конструкции болотохода ЗИС-5 составляют:

  • 4-тактный 1-цилиндровый двигатель Лифан;
  • карданный вал;
  • ременная передача;
  • трансмиссия от ВАЗ-2105.

Торможение осуществляется посредством гидравлических барабанных тормозов. Этот тип тормозной системы устарел, но функцию выполняет безупречно на любых грунтах.

Рама выполнена из сварного профиля квадратного сечения. Тип рамы — переломка: состоит из двух частей, соединенных шарниром, который изготовлен из поворотного кулака УАЗика.

Вездеход на 4 колесах низкого давления способен преодолевать вплавь небольшие водные препятствия за счет легкости конструкции.

Технические характеристики:

  • мощность двигателя — 15 л. с;
  • коробка передач — 4 МКП;
  • объем бензобака — 6 л;
  • крутящий момент — 25 Нм;
  • вес силового агрегата — 36 кг;
  • грузоподъемность 300 — 600 кг.

Варианты улучшения конструкции ЗИС-5

Владельцы болотоходов зачастую модернизируют их сами:

  • усиливают раму;
  • устанавливают сухое сцепление;
  • демпфируют рулевое управление;
  • оснащают машину тентом, кузовом, лобовым стеклом.

В обслуживании и ремонте ЗИС-5 недорог: запчасти и узлы заменяют аналогами с грузовиков и легковых машин, а также деталями, которые изготавливаются именно для вездеходов.

Разновидности моделей Каракат

За 40 лет существования каракатов появилась масса моделей различного класса и стоимости. Общим для этих вездеходов по прежнему осталась простая техническая база и сравнительная дешевизна.

Наиболее популярными среди вездеходов серийного производства являются:

Каракат оснащен 1-цилиндровым двигателем Лифан китайского производства. Базовая модель предназначена только для водителя, в модификации предусмотрен прицеп с 4 пассажирскими местами. Это 4-колесный вездеход на шинах низкого давления, без подвески, с автомобильными мостами.
Двигатель 17 л.с, на колесах. Базовая модель с монолитной рамой. Вариация Зеро — "переломка". Самая дорогая модель серии имеет 2-цилиндровый двигатель и сухое сцепление.
Коробка передач и двигатель от ВАЗ-2109, ходовая часть от Митсубиси. Модель улучшена гидроусилителем рулевого управления. Кабина водителя и багажник обшиты утеплителем и листами алюминия. Максимальный запас топлива — 150 л.
4-цилиндровый движок от ВАЗ-21114, коробка передач от УАЗика. Рама и подвеска от легкового автомобиля. Каракат — амфибия, вместимость — 4 человека. Тепло радиатора используется для обогрева салона.
Вездеход — амфибия с двигателем 18 л.с. Используются шины от ГАЗ-66 с низким давлением. Оснащен фарами и габаритными огнями для передвижения в темноте. Нагрузка на привод подается с помощью цепной передачи.
Двигатель Лифан с воздушным охлаждением запускается как вручную, так и электростартером. Вмещает 4 человек. В ходовой части применены шины от КрАЗа.
Движок Лифан мощностью 15 л.с. и 5-ступенчатая коробка передач. В базовой версии предназначен только для водителя, в модификации вмещает 4 человек.

Каракаты — самоделки

Самодельные вездеходы очень популярны в силу дешевизны и функциональности. Для небольших передвижений по проселочным и лесным дорогам неэкономично приобретать дорогостоящий вездеход, если его можно собрать из б/у агрегатов и частей.

Устройство самодельного караката-переломки 4х4

Основные агрегаты и узлы:

  • двигатель Лифан — 15 л.с;
  • аккумулятор — желательно новый;
  • рулевые колонка и рейка от ВАЗ-2108;
  • сиденье водителя от автомобиля, б/у;
  • кузов — длина 1,7 м, ширина 1,8 м, высота борта 0,2 м, обшит композитом, с откидным задним бортом;

  • грузовые шины ИДП-284, камерные облегченные;
  • диски для шин с двусторонним бэдлоком;
  • шарнирно-сочлененный поворотный узел на конусных подшипниках;
  • светодиодные фары 18W;
  • мост от ВАЗ-2101.

Двигатель и ходовая часть

Движки для каракатов используют также от бензопил мощностью не менее 10 л.с. Но практичнее устанавливать автомобильные или от сельхозтехники.

Нагрузка между мостами распределяется коробкой передач. Посредством ременного или сухого сцепления передается крутящий момент.

Нагрузку на привод передается также вариатором. Его используют только на ровных участках местности.

Движители самоделок

В зависимости от задач на каракатах монтируют:

  1. Пневматические шины: их делают из покрышек грузовых автомобилей. Для этого протектор и часть корда с них срезают, тем самым облегчая колесо.
  2. Гусеницы: на их изготовление идут фрагменты резиновых конвейерных лент. Опорные катки «одевают» в шины от легковушек. Ведущее колесо оснащают зубьями для сцепления с полотном гусеницы.

Обшивка

Раму вездехода обшивают водостойкой фанерой. Крылья — более стойкими материалами: стеклопластиком или алюминием.

Дополнительные функции

При необходимости вездеход оснащают:

  • сиденьями для пассажиров в задней части переломки;
  • более комфортным сидением для водителя;
  • тентом;
  • в кузове устанавливают систему обогрева.

Плюсы и минусы каракатов

В определенных условиях вездеход каракат может оказаться незаменимым, а в других случаях лучше потратиться на более мощное средство передвижения по бездорожью.

Преимущества:

  1. Выполняет передвижение и маневры в условиях плохих дорог, болотистой местности.
  2. Качества амфибии позволяют преодолевать небольшие водные преграды.
  3. Экономичен в расходе топлива и смазочных материалов.
  4. Прост в изготовлении и поэтому недорого обходится.

Недостатки (относятся, в основном, к самодельным экземплярам):

  1. Недостаточно надежная сборка.
  2. Маневренность намного ниже, чем у дорогих вездеходов.
  3. Ходовая часть жесткая, желателен более мягкий ход.
  4. Большие габариты требуют отдельного помещения для хранения вездехода либо большого гаража.
  5. Облегченные шины быстро разрушаются под воздействием природных факторов.

Регистрация караката и права

Для сельских жителей эти вопросы могут быть неактуальными. Но если характеристики вездехода подпадают под категорию «транспортное средство» и владелец пользуется автодорогами, то необходимо:

  1. Поставить каракат на учет. Для этого нужен сертификат соответствия.
  2. Иметь права тракториста категории А на вождение.
  3. Проходить ежегодный техосмотр.

Эти действия стоят усилий и денежных затрат. Но они уберегут от неприятностей «на ровном месте».

Видео: обзор вездехода каракат

Вопрос — ответ

Где производят самые дешевые каракаты?

На родине каракатов, в Вологде, делают самые дешевые и соответственно самые продаваемые вездеходы этого типа.

Сколько может стоить самый дорогой каракат?

Выставочный экземпляр караката Tank-300 стоит 6,6 млн. руб.

Какие инструменты нужны, кроме сварочных, для постройки вездехода?

Кроме сварочного инвертора понадобятся: болгарка, дрель, гаечные ключи, измерительные приборы. И, самое главное, умелые руки и большое желание.

Бывает ли воздушная подушка у каракатов?

На каракатах не монтируют воздушную подушку. Многие модели могут преодолевать водные препятствия за счет больших, наполненных воздухом, колес и маленького веса машины.

Что лучше, сплошная рама или переломка на каракате?

Лучше то, что подходит под конкретные задачи, для которых нужен вездеход. Можно отметить, что переломка сложнее в эксплуатации, поэтому такой тип рамы не стоит выбирать без на то оснований.