Лодка-болотоход: назначение, особенности конструкции, ответы на вопросы

Лодка-болотоход — специализированная для движения по мелководным и заросшим участкам. Она свободно проходит в таких местах, где другие лодки садятся на мель, а идти вброд сложно из-за толстого слоя ила. С такой лодкой рыбалка или охота выходит на новый уровень, так как недоступных месть больше не существует.

Общее описание

Лодка-болотоход считается современной и довольно новой конструкцией, хотя для опытных людей в ней нет ничего нового — это простая плоскодонка, несколько переосмысленная в соответствии с современными технологическими возможностями. Судно имеет сравнительно невысокие борта и плоское днище, что способствует уменьшению осадки.

Если классические конструкции были деревянными и довольно узкими, современные болотоходы имеют немалую ширину. Это позволяет перевозить довольно большие грузы без дополнительной осадки с риском сесть на мель. Кроме того, современные модели выполнены из разных материалов и могут ходить и на моторе, и на веслах. Некоторые пользователи предпочитают шест (кое-где его называют «пихач»), более удобный и эффективный на сильном мелководье.

Осадка болотохода крайне мала — некоторым моделям достаточно 7 см воды и слоя жидкой грязи. Для водоемов с каменистым дном условия более жесткие — не менее 25 см глубины. При этом, такие требования обусловлены конструкцией лодочного мотора — для самой лодки бывает достаточно минимальной глубины 5-7 см. В этом отношении болотоходы превосходят любые маломерные суда, поскольку они вполне эффективны в любых условиях.

Лодка-болотоход не предназначена исключительно для движения по мелководью. На ней можно ходить и по большой воде, добираться до места назначения по озерам, рекам и другим внутренним водоемам.

Особенности конструкции

Традиционная конструкция болотохода — судно с плоским днищем, лишенным киля и слегка приподнятым в передней части. Это позволяет с легкостью вытаскивать лодку на берег или переходить на глиссирование при достижении необходимой скорости. Кроме того, приподнятая передняя часть позволяет преодолевать преграды — плавающие бревна, заросли травы или тины, льдины и т. п. мало того, такая конструкция позволяет не заострять нос (не сводить вместе борта), поскольку вместо раздвигания водного потока лодка подминает его под себя. Это делает болотоход довольно скоростным судном — на достаточной скорости оно легко выходит на глиссеровку, от чего осадка становится совсем небольшой.

С развитием технологий и появлением резины конструкция плоскодонок заметно изменилась. Наряду с традиционными видами появились резиновые лодки с надувными бортами (позднее стали делать и надувное днище). Сегодня вместо резины используют более стойкую пленку ПВХ, обеспечивающую высокую прочность и долговечность болотохода. На резиновые лодки устанавливают транцы, что позволяет использовать лодочные моторы.

По сравнению с обычной плоскодонкой, резиновая лодка гораздо устойчивее (перевернуть ее очень сложно). Кроме того, она обладает высокой грузоподъемностью, а возможность выпустить воздух и транспортировать ее в свернутом положении делает ее максимально удобной для всех пользователей.

Одним из серьезных недостатков традиционных плоскодонок является сильное боковое смещение даже при небольшом волнении.

На мелководье это не столь заметно, но при движении на большой воде судно начинает заметно водить из стороны в сторону. В конструкции современных болотоходов эта проблема решена — днище делают из дюралюминия с продольным штампованным рельефом. Он выполняет функции направляющих, компенсирующих боковые смещения и обеспечивающих осевую стабильность движения. С таким днищем можно перемещаться по открытому водоему в условиях волнения, бокового ветра, течения и других неблагоприятных погодных проявлений.

Конструкции болотоходов с надувными и жесткими бортами отличаются друг от друга. Надувные лодки лучше сохраняют плавучесть и не боятся прорыва днища. Однако любой прокол надувных бортов может стать причиной затопления болотохода, чего на лодках с жесткими бортами не бывает.

Мотор

Поскольку болотоход предназначен для движения по мелководью и заболоченным водоемам, использовать обычный лодочный мотор на нем нельзя. Для установки нужен специальный мотор-болотоход, конструкция которого отличается от традиционной. Его винт установлен на длинном гребном валу, ось которого по отношению к поверхности воды находится на небольшом расстоянии. Снизу вал защищен килем, который принимает на себя контакт с дном водоема или с объектами, находящимися под водой (топляки, коряги, скопления зарослей и другой мусор).

Сам мотор имеет особую конструкцию — у него воздушное охлаждение. Это важный момент, поскольку, при движении по жидкой грязи (пульпе) использовать водяное охлаждение невозможно. Патрубки быстро забьются густой пульпой, и мотор перегреется и заклинит.

Мощность мотора может быть совсем невелика — есть модели, развивающие не более 6-7 л. с. при этом, лодка идет с хорошей скоростью и даже везет немалый груз. Это происходит потому, что мала осадка позволяет существенно снизить нагрузку на мотор. Это способствует экономии топлива и увеличивает ресурс двигателя.

Гребной винт

Конструкция гребного винта для болотохода также имеет специфические отличия. Он имеет всего 2 лопасти (обычно), а их форма отличается от традиционной более резким изгибом передней кромки.

Причиной таких изменений стал режим работы гребного винта для болотохода — он погружается в воду на малую глубину (нередко всего на половину своего диаметра). Лопасти при этом работают в режиме, близком к работе весел. Иногда такие винты так и называют — мотовесло. Диаметр может составлять от 6 до 12 дюймов.

Есть еще один важный показатель — шаг винта. Это расстояние, на которое винт перемещается за один оборот. Величина чисто теоретическая, поскольку в реальности лодка может оставаться на месте. При этом, шаг винта существенно влияет на ход лодки — чем он больше, тем выше скорость, но ниже мощность. Диапазон шага винтов довольно велик — от 4 до 13 дюймов.

Выбор гребного винта — задача не для новичка. Если установлен неподходящий винт, возрастает нагрузка на мотор, а его скоростные или тяговые возможности будут использованы лишь частично. Если опыта в выборе винта недостаточно, рекомендуется выбирать модели со средними показателями.

Разновидности

Типичная лодка-болотоход внешне болотоход практически не отличается от привычных всем резиновых лодок (сегодня их делают из более прочной и долговечной пленки ПВХ, так как резина не переносит воздействия бензина или смазочных материалов). Однако есть болотоходы, выполненные в форме обычных плоскодонок и лишенные надувных элементов (с жесткими бортами). Они более узкие, с днищем, приподнятым в передней части. Такие лодки изготавливают из дюралюминия, обеспечивающего малый вес, прочность, полную устойчивость к коррозии или контактам с нефтепродуктами.

Альтернативой являются лодки из стеклопластика, также обладающего высокой прочностью и малым весом. Однако они хуже переносят воздействие низких температур (хотя, зимой лодки не используются).

Есть болотоходы, специализированные для решения промысловых задач. Они существенно отличаются от обычных лодок. Скорее, это оборудованные точки для охотников или рыбаков, способные передвигаться по воде. Они имеют небольшие навесы с камуфляжной расцветкой (иногда их накрывают маскировочной сетью), борта также окрашены в камуфляжные цвета. При этом, сама конструкция и другие технические показатели ничем не отличаются от обычных болотоходов.

Существуют болотоходы с транцем, рассчитанным на установку лодочного мотора. Есть также чисто весельные лодки, на которые нельзя установить мотор. Первые обладают большей свободой (дальностью) движения, но вторые удобнее в промысловых условиях — они не распугивают дичь и рыбу. При этом, моторные болотоходы удобнее — они оснащены веслами, что позволяет при необходимости использовать их и не шуметь понапрасну.

Плюсы и минусы

Плюсами лодки-болотохода следует считать:

  • возможность проходить по мелководным илистым участкам, позволяющая добираться до самых труднодоступных мест;
  • малый вес, позволяющий переносить лодку на руках или перетаскивать волоком через небольшие островки;
  • устойчивость, отсутствие бокового раскачивания (важный момент во время посадки/высадки или погрузки);
  • высокая скорость при малой мощности мотора;
  • хорошая управляемость, маневренность (она обусловлена большой длиной гребного вала);
  • возможность свободно работать как в пресной, так и в морской воде;
  • сравнительно низкая стоимость.

Минусы:

  • небольшой размер, не позволяющий погрузить много поклажи и посадить пассажиров;
  • при движении на скорости ощущаются сильные удары воды о плоское днище;
  • любой контакт с подводными объектами может стать причиной разрушения днища лодки.

Последний минус касается любой лодки, — не только болотоходы, но и обычные килевые лодки могут пострадать при ударе о подводные камни или скалы. Однако обычная лодка соприкасается с помехой вскользь, тогда как плоскодонка контактирует с ней всей плоскостью. Результат этого более серьезный и опасный для лодки, а нередко он оказывается и просто фатальным.

Видео: обзор лодок болотоходов 4,5 м

Вопросы и ответы

От чего зависит полный вес лодки-болотохода?

Независимо от собственной массы лодки, полный вес зависит от нагрузки. Больше всего влияет вес канистры с топливом, без которой не обойтись в дальних поездках. Кроме этого, влияет вес мотора, поклажи, самого владельца. Дополнительная нагрузка может увеличить общий вес в 2-3 раза, это надо учитывать при подготовке к поездке.

Сколько стоит лодка-болотоход?

Цены на болотоходы очень разные. Они зависят от многих факторов — размер, материал, особенности конструкции и т. д. самые дешевые гребные модели стоят около 30 000 ₽. Назвать максимальную цену сложно — она может превышать миллион рублей (и даже больше).

Какова скорость болотохода?

Болотоход с мотором средней мощности может развить скорость 60-70 км/ч. Для сравнения — обычная лодка с мотором, соответствующим по своим показателям, развивает скорость 30-50 км/ч. Конечно, скоростные качества болотоход может показать только на открытой воде, но и в зарослях он способен двигаться гораздо быстрее, чем килевая лодка.

Что лучше, надувной болотоход или лодка с жесткими бортами?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Все зависит от условий эксплуатации, специфики водоемов, наличия помех и других препятствий. Если их много, лучше выбрать болотоход с жесткими бортами (оптимально — дюралюминиевый). Если планируется перемещаться в разных условиях и делать большие переходы на открытой воде, лучше выбрать надувную лодку. Она больше, обладает высокой грузоподъемностью и скоростью.

Насколько эффективен болотоход в зимнее время?

Использование любых лодок в зимнее время возможно только на незамерзающих водоемах. Это реки с сильным течением, или озера с соленой водой. В таких условиях использование болотоходов возможно, но крайне рискованно — даже холодный материал может не выдержать механических нагрузок. Поэтому, лучше ограничить использование болотохода сезонными рамками.

Можно ли рассматривать болотоход как универсальную лодку, пригодную для решения любых вопросов?

Некоторые модели вполне могут быть использованы для выполнения поездок разного значения — прогулочных, развлекательных или промысловых. Это крупные надувные лодки с малой осадкой и мотором-болотоходом. Небольшие алюминиевые болотоходы имеют узкую специализацию и используются только по назначению.