Виды лодок ПВХ — разбираемся в особенностях конструкций с плюсами и минусами
Классификация лодок ПВХ
Различные виды лодок ПВХ используют на реках, закрытых водоемах, в прибрежных водах:
- для охоты, рыбалки, прогулок;
- перевозки грузов и людей;
- спасения на водах;
- охраны правопорядка.
Лодки подразделяются по нескольким признакам. Выбирают плавсредство, исходя из подходящего сочетания этих характеристик для выполнения конкретных задач.
Тип управления
Согласно виду управления лодки ПВХ бывают:
- гребными (весельными);
- моторными;
- моторно-гребными.
Гребные лодки
Конструкция:
- Надувные борта: корпус состоит из баллонов, каждый из которых имеет несколько отсеков. При пробоине, проколе сдуется лишь один из отсеков, что позволит судну остаться на плаву в экстремальной ситуации. Борта представляют собой замкнутую круговую систему.
- Днище надувное, пластиковое или складное алюминиевое.
- Пластиковая скамейка для гребца и надувные сиденья для пассажиров.
- Уключины с закрепленными в них веслами.
Характеристики:
- длина — 2,5 – 3 м;
- вместимость — 1 – 2 человека;
- водоизмещение — не более 250 кг.
Плюсы:
- весла и насос в комплектации;
- компактность с сложенном виде, маленький вес;
- низкая стоимость.
Минусы:
- маленькая грузоподъемность;
- неустойчивость на больших волнах;
- отсутствие киля в большинстве моделей;
- невозможность установки мотора.
Гребную лодку не надо регистрировать в ГИМС (государственной инспекции по маломерным судам).
Моторные лодки
- Борта U-образной формы выступают сзади далеко за днище, что позволяет судну держать оптимальное положение на высокой скорости.
- На корме расположена транцевая доска (транец) для крепления мотора.
- Дно надувное, усиленное поперечными рейками, или жесткая складная конструкция.
- Двигатель, позволяющий развивать большие скорости.
Характеристики:
- вместимость от 2 до 8 человек;
- мощность движка от 5 до 30 л. с;
- длина судна может превышать 4 м;
- развивает скорость до 100 км/ч.
Достоинства:
- прочность конструкции:
- повышенная устойчивость и безопасность за счет жесткого дна и независимых бортовых отсеков;
- наличие киля.
Недостатки:
- долгая сборка/разборка;
- большой вес;
- высокая стоимость.
Моторные лодки необходимо регистрировать в ГИМС.
Моторно-гребные лодки
Конструкция:
- Оснащены навесным транцем, на который при необходимости крепится мотор.
- Имеют уключины с веслами.
- Борта надувные, состоящие из изолированных отсеков.
Плюсы:
- универсальность использования;
- разнообразие моделей по размерам и формам;
- компактность с собранном виде.
Минусы:
- невозможность использования мощных двигателей.
Моторно-гребные лодки подлежат регистрации в ГИМС из-за большой длины моделей (3 – 4 м).
Виды днищ в надувных лодках ПВХ
Каждый из типов днищ имеет достоинства и недостатки. Дно должно соответствовать конкретному назначению лодки, чтобы его минусы стали несущественными, а плюсы несомненными.
Без настила или натяжная палуба
Здесь функцию днища выполняет натянутый слой ПВХ. Стоять в такой лодке не получится, но сидя можно грести, ловить рыбу. Дно может быть повреждено попавшими в воду фрагментами деревьев.
Лодка без настила становится очень легкой, в сложенном виде помещается в рюкзак. Поэтому она очень удобна для использования на небольших водоемах, куда можно добраться только пешком.
Надувное дно высокого давления
Воздушная палуба не прогибается под весом человека и вполне заменяет жесткие пайолы во многих случаях. НДВД похоже на надувной матрас с отдельными клапанами, оно полностью закрывает пол лодки. Монтировать и разбирать лодки с таким дном очень легко и быстро. Оно обладает хорошей теплоизоляцией и небольшим весом. Во многих ситуациях надувное дно высокого давления является оптимальным вариантом.
Пайол (пайола) или слань — жесткий тип настила в лодках ПВХ из алюминия или морской фанеры. Иногда так же называют отдельные секции настила. Пайол-книжка при необходимости складывается и помещается внутри конструкции лодки.
Надувное дно низкого давления
Лодки с НДНД обладают отличными ходовыми качествами как на веслах, так и с мотором. Они мало весят и компактны в собранном виде. Надувное, как борта, дно повышает грузоподъемность судна. Благодаря выпуклости днища уменьшается контактная площадь с водой, что увеличивает скорость.
Представляет собой несколько листов морской фанеры, приклееных к настилу из ПВХ. Легкая конструкция почти не утяжеляет лодку, но позволяет вставать в ней. Она не усложняет сборку-разборку, можно даже не вынимать такой настил из лодки, чтобы свернуть после сдутия бортов. Если легкость лодки имеет особое значение, то можно пользоваться лодкой без настила.
Реечная палуба применяется только на маломерных моделях ввиду отсутствия в ней жесткости.
Жесткий настил
Применяется на лодках длиной более 3 м. и выполняется из алюминия или морской фанеры. Пайол покрывает все дно лодки, обеспечивая устойчивость на палубе и защиту ПВХ изнутри. При использовании надувного киля такой настил необходим, потому что киль упирается в него верхней плоскостью.
Морская фанера — это особая разновидность материала. Главное его отличие от обычной фанеры заключается в водонепроницаемости листов. Они не разбухают в воде и могут находиться в ней без потери качества сколь угодно долго. Поэтому их применяют для строительства судов: лодок, яхт и кораблей.
Элементы комплектации лодок ПВХ
Покупая лодку выбирают оснастку, действительно полезную для поставленных целей и задач. Количество дополнительных опций настолько многообразно, что на них можно потратить больше денег, чем на само судно.
Основные элементы экипировки лодки:
- Шайбы леера (леерный рым) — ставятся на борта для натяжения леерного троса и обязательны для любого судна.
- Леерный трос — натягивается между шайбами леера и служит для того, чтобы держаться за него, буксировать лодку. К тросу привязывают любые нужные предметы.
- Фальшборт — дополнительный баллон, который крепится к бортам. Он создает ощущения большей безопасности, так как значительно увеличивает высоту борта.
- Рым-ручка — ставится на носу, в нижней части бортового баллона. Используется для крепления к ней якоря или веревки для вытаскивания лодки на берег.
- Рым — устанавливается в удобное место и служит для закрепления якорного каната (его излишков).
- Ролик направляющий — дополнение к рыму. Принимает на себя трение якорного каната, предотвращает его преждевременное истирание, а так же истирание борта канатом.
- Уключины — служат для закрепления весел на лодке.
- Привальный брус — выпуклая полоса на борту, оберегающая судно от трения о причал при швартовке. При этом привальный брус улучшает внешний вид лодки.
- Транец — устанавливается на корме под мотор. Имеет стандартную высоту для определенных видов движков. Стандартная речная для РФ — высота S ноги мотора.
- Транцевые накладки — служат для увеличения срока службы транца.
- Носовой тент — защищает от брызг со стороны носа лодки.
- Тент-трансформер — натягивается, как палатка на дугах, на всю лодку. При необходимости часть тента поднимают, освобождая мотор, чтобы продолжать движение. Смотровые окна позволяют без помех ориентироваться на водной глади.
ТОП-4 лодок ПВХ
Здесь представлены лодки различных типов, наилучшим образом проявившие себя в водоемах РФ. Они отвечают всем требованиям безопасности при выполнении рекомендаций производителя.
BOATMASTER 250 Т
Характеристики:
- встроенный транец для установки мотора 6 л. с;
- длина — 250 см, ширина — 137 см;
- грузоподъемность — 220 кг;
- вместимость — 1 чел;
- максимальная скорость 15 км/ч.
Моторно-гребная лодка укомплектована:
- веслами;
- жестким сиденьем;
- леерным тросом;
- насосом;
- ремкомплектом.
Достоинства лодки в отличном качестве, удобной палубе, приличных ходовых характеристиках. Недостатком считают высокую цену — 23 062 руб.
Лоцман Стандарт 280 ВНД
Характеристики:
- вес — 11 кг;
- грузоподъемность — 220 кг;
- носовая сумка;
- облегченные весла;
- вместимость — 2 человека.
На лодку крепится мотор мощностью 3 л.с.
Плюсы:
- универсальность;
- легкость;
- дешевизна;
- высокое качество.
Минусы:
- слабая носовая сумка (рундук).
Цена — 29 460 руб.
Пилот 330 ЖС
Характеристики:
- грузоподъемность — 570 кг;
- подвесной двигатель 15 л. с;
- 3 ручки для переноски в сложенном виде;
- якорный рым-утка на носу;
- настил из морской фанеры толщиной 9 мм.
Достоинства:
- высокий комфорт и качество;
- быстроходность, большая грузоподъемность;
- гарантия 3 года.
Недостатки:
- на сборку жесткого настила требуется много времени.
Цена — 68 080 руб.
BoatsMan BT400SK
Характеристики:
- длина — 400 см, ширина 196 см;
- грузоподъемность 800 кг;
- вместительность — 6 человек;
- широкий надувной киль;
- силовой агрегат до 25 л. с;
- фанерная пайола толщиной 9 мм.
Лодка способна глиссировать даже с маломощным мотором в 9 л. с. Знатоки отмечают высокое качество судна и отличные ходовые показатели. Недостатком является высокая цена — 81 988 руб.
Видео: лучшие лодки ПВХ
Популярные вопросы
Парусное снаряжение не входит в стандартные комплекты для лодок ПВХ. Его покупают отдельно, при этом лодка должна подходить для монтажа парусного вооружения.
Это вид движения лодки, когда она скользит по поверхности только за счет скоростного напора воды.
Слань-книга — это складной настил из морской фанеры: в разложенном виде он покрывает весь пол, а в сложенном напоминает книгу.
ПВХ гораздо легче, прочнее и устойчивее к воздействию природных факторов. Срок службы лодки из ПВХ в 3 – 5 раз превышает живучесть резиновой.
Кроме классических лодок из ПВХ изготавливают байдарки, плоты, рафты (суда для сплава по рекам), катамараны.