Лодочный мотор болотоход: назначение, особенности конструкции, плюсы и минусы

Что такое мотор-болотоход

Болотоход — это лодочный мотор, разработанный для движения в условиях мелководья. При этом, в его конструкции учтены типичные признаки подобных водоемов (например, обилие травы, камыша и другой водной или прибрежной растительности, заиленное дно и т.п.). Владельцу не приходится выбирать более удобный путь и постоянно быть настороже — мотор выдерживает эксплуатационные нагрузки. Специфика движения по мелководью для него является обычным режимом работы, что высоко оценивается многими любителями рыбалки или охоты.

Сравнительно недавно на рынке были представлены только импортные болотоходы, недоступные большинству отечественных пользователей из-за слишком высоких цен. Они стоили десятки и сотни тысяч рублей, но похвастать надежностью и стабильной работой в предлагаемых условиях не могли. Ситуация резко изменилась, когда на рынок поступили моторы отечественного производства. Они дешевы и надежны, что сразу вызвало огромный интерес пользователей.

Еще одна важная особенность болотохода — его можно использовать без регистрации в ГИМС, если общий вес лодки с мотором меньше 200 кг. Мало того, для моторов мощностью менее 8 кВт (или 10 л. с.) не требуются даже права. Болтоходы часто устанавливают на резиновые лодки с обычным транцем, получая легкое и высокопроходимое плавательное средство.

Лодка с таким двигателем становится настоящим вездеходом — она не просто может ходить по отмелям, но и становится более самостоятельной и может даже сниматься с мели.

Болотоход способен работать не только на мелководье — он вполне действенен и на большой воде. Конечно, по своим параметрам он несколько уступает обычным моторам, но со своими задачами он справляется в любых условиях.

Особенности конструкции

Специфические возможности болотохода обусловлены его конструкционными особенностями. Он даже внешне отличается от привычного подвесного лодочного мотора (ПЛМ). Свои особенности имеются у мотора и у винта, поэтому, будет правильнее рассмотреть их по отдельности.

Мотор

Основной особенностью болотохода является сравнительно малая мощность. Большинство моделей рассчитано на установку на резиновые, то есть, очень легкие, лодки. Они плоскодонные, сопротивление воды невелико, большой мощности для них просто не требуется.

Кроме этого, у мотора-болотохода по сравнению с обычным ПЛМ несколько изменена общая компоновка основных узлов. Уменьшена высота установки гребного вала, увеличена его длина, вместо обычного ремня со шкивами установлена двойная цепь со звездочками. Это обеспечивает надежную работу мотора, отсутствие сбоев или проскальзывания при передаче вращающего момента.

Длинный гребной вал позволяет изменять режим работы винта — небольшой наклон переводит его из кавитирующего в погружной. Кроме этого, на нижней части вала (штанги) устанавливают специальный киль — он защищает винт и сам вал от механического контакта с дном и повреждения.

Особенностью мотора является воздушное охлаждение. Он свободно может работать, даже если лодка села на мель, без риска перегрева. Еще одна важная «мелочь» — наличие интегрированной масленки особой конструкции. С ней можно спокойно сниматься с мели, не опасаясь заклинить мотор посередине водоема.

Гребной винт

В первую очередь, разработчики учитывали специфику использования и изменили положение гребного винта по отношению к точке подвески. Кроме того, сама конструкция гребного винта несколько отличается от обычных моделей — он рассчитан на работу с некоторым подсосом воздуха (кавитацией). Вообще, конструкция такого винта существенно отличается от обычной — во-первых, на нем всего две лопасти (подавляющее количество ПЛМ имеют винты с тремя лопастями). Кроме того, меняется форма кромок лопастей и шаг — его выбирают в зависимости от потребностей владельца в тяге или быстроходности.

При движении винт работает в разных режимах. Для достижения максимальной скорости используется кавитирующий (или полупогружной) режим, когда лопасти частично выступают из воды. Не случайно винт болотохода (как и сам мотор) часто называют «мотовеслом» — режим работы лопастей, действительно, больше походит на работу весел. Именно поэтому винт оснащен двумя лопастями— если их больше, контакт с водой уменьшается и скорость движения резко падает.

Для создания максимальной тяги винт полностью погружается в воду. При этом возрастает его усилие за счет более плотного и интенсивного контакта с жидкостью. Однако падает скорость из-за возрастающего сопротивления воды.

Как правило, болотоходы комплектуются двумя винтами с разным шагом (скоростные и тяговые), но многим владельцам все равно приходится подбирать подходящую модель. Такая необходимость вызвана большим влиянием самой лодки — имеет значение ее масса, степень загрузки и другие показатели.

Технические показатели

Параметры болотоходов отличаются в зависимости от мощности и конструкционных особенностей той или иной модели. Можно рассмотреть показатели одного из самых распространенных в нашей стране болотоходов Бурлак М2:

  • мощность — от 6,5 до 30 л. с. (всего 8 модификаций с разной мощностью);
  • вес — от 42 до 80 кг;
  • тип двигателя — 4-тактный бензиновый;
  • тип запуска — электронный стартер;
  • цепь — двухрядная, повышенной прочности, оснащена масленкой для непрерывной смазки;
  • топливный бак — встроенный, объемом 6,5 л;
  • минимальная глубина — 10-15 см;

  • высота транца — 38-40 см (толщина до 5,5 см);
  • возможность установки на резиновые и металлические лодки;
  • для изготовления «ноги» использована профильная труба 140 × 60 × 3 мм;
  • при сборке использованы подшипники 6 класса точности и крепежи 8,8 класса прочности;
  • гарантийный срок — 1 год с момента покупки.

Кроме этого, надо иметь в виду: моторы мощностью от 24 л. с. не имеют сцепления. У них реализован прямой привод с вала двигателя на винт.

Болотоходы серии Бурлак можно отнести к группе мощных и довольно дорогих моторов из рассматриваемой категории. Есть и более дешевые модели от других производителей. Предложений на рынке достаточно, чтобы удовлетворить любые запросы — главное, чтобы покупатели имели точное представление о том, какой именно вариант для них подходит.

Плюсы и минусы

К числу плюсов моторов-болотоходов следует отнести:

  • высокая проходимость;
  • способность ходить по мелководью (от 10-15 см глубины);
  • мотор не боится перегрева;
  • лодку можно снимать с отмелей с помощью мотора;
  • гребной винт надежно защищен от механических повреждений;
  • моторы мощностью до 10 л. с. можно эксплуатировать без постановки на учет в ГИМС и без прав;
  • сравнительно низкая стоимость.

Минусы:

  • низкая скорость;
  • высокий уровень шума (у некоторых моделей этот недостаток немного уменьшен, но полностью решить проблему невозможно в принципе);
  • мала мощность.

Недостатки болотоходов обусловлены их конструкцией. Если покупка такого мотора делается только для экономии денег, результат вряд ли обрадует владельца — при одинаковой мощности болотоход обеспечивает скорость на 20 % ниже, чем обычный мотор. Кроме того, он сильно шумит — звук двигателя усиливается из-за отсутствия водного глушителя, и винт в кавитационном режиме издает резкий и громкий шум. Поэтому, выбирать болотоход надо именно для поездок по мелководью, но никак не из стремления купить дешевый лодочный мотор и сэкономить деньги.

Есть модели болотоходов, у которых недостатки заметно снижены. Однако их достоинства также нивелируются — цена существенно повышается, вес двигателя становится слишком большим, увеличивается расход горючего и т. д.

Производители и популярные модели

Лодочные моторы-болотоходы пользуются высоким спросом и популярностью во многих странах. В России они востребованы из-за обмеления многих водоемов, и спрос на них постоянно возрастает.

Лодочный мотор болотоход Honda

В продаже есть модели от разных производителей:

  • Sea-Pro (Россия-Китай);
  • Honda (Япония);
  • Yamaha (Япония);
  • Mercury (США, Китай, Япония);
  • Снегоход-Сервис (Россия) и т. д.

Наибольшим спросом пользуются моторы производства РФ и Китая. Это разные модели от компаний Sea-Pro и Снегоход-Сервис (моторы Бурлак М2). Они сравнительно недорогие, есть достаточно свободный доступ к запчастям, сервисному обслуживанию.

Кроме того, обе фирмы выпускают модели разной мощности, что значительно расширяет выбор и позволяет покупателям получить максимально подходящие варианты. Моторы западного производства заметно дороже, ремонтировать их гораздо сложнее. Кроме того, они требовательны к качеству горючего, что резко снижает спрос.

Видео: бюджетные лодочные моторы болотоходы

Вопросы и ответы

В сети много описаний самодельных болотоходов. Насколько они практичны и работоспособны?

Такие моторы, скорее, следует относить к элементам технического творчества. Они всегда обладают случайным набором рабочих свойств, изготавливаются из подручных материалов и деталей. Кроме того, изготовить такой мотор может только опытный человек, имеющий определенные навыки и знания. Встречаются весьма удачные поделки, но в массе это довольно слабые и ненадежные изделия.

Есть ли смысл покупать болотоход мощностью менее 10 л. с.?

Если мотор будет устанавливаться на резиновую лодку без большого груза и для одного человека — да, смысл есть. Для больших и тяжелых лодок, перевозящих 2 или более человек и большое количество грузов, такой мотор слишком слаб.

Можно ли увеличить мощность мотора-болотохода с помощью подбора размера винта?

Можно, но в небольших пределах. Возможности двигателя не могут быть увеличены, можно лишь использовать их с максимальной эффективностью.

Почему мотор болотоход потребляет много бензина?

Расход топлива обусловлен высокой интенсивностью работы мотора. Эффективность винта в кавитационном режиме невелика, и приходится выжимать из болотохода повышенную мощность. Отсюда и высокий расход бензина.

Насколько болотоходы дешевле обычных моторов при равных параметрах?

Утверждение о низкой цене болотоходов несколько преувеличивает реальное положение дел. Действительно, есть недорогие модели, но в массе они стоят примерно столько же, сколько и обычные ПЛМ. В любом случае, выбирать мотор надо не по стоимости, а по техническим показателям.