Мотор для лодки ПВХ — как выбрать правильный и подходящий

Для лодок из ПВХ используются подвесные лодочные моторы (ПЛМ). Они устанавливаются на жесткий транец, расположенный на корме судна. Преимущество подвесных движков перед стационарными в том, что они не занимают полезную площадь лодки. Их легко демонтировать и хранить в хороших условиях во время простоя плавсредства, консервировать на долгое время.

Типы подвесных моторов для лодок ПВХ

Двигатель подбирают исходя из следующих критериев:

  • он должен подходить под характеристики лодки, размер транца;
  • по цене, надежности, доступности запчастей;
  • виду топлива;
  • предназначению судна.

Вид энергоносителя

На лодках ПВХ используют бензиновые или электрические движки. Они имеют как достоинства, так и недостатки. Выбирают двигатель, который лучше себя показывает для достижения конкретных целей.

Бензиновый мотор

Плюсы:

  • обладает хорошей мощностью, чем обеспечивает быстрый разгон и высокую скорость;
  • судно с легкостью переходит в режим глиссирования, быстро преодолевает большие расстояния;
  • прост в эксплуатации, к тому же увеличить дальность хода можно дозаправив бак, для чего с собой берут запас бензина в канистрах.

У бензиновых моторов есть ряд недостатков:

  • обслуживание требует внимания и средств на покупку масла, бензина, фильтров, свеч и пр;
  • двухтактные моторы издают много шума;
  • выхлопы засоряют окружающую среду.

Не лишним будет убедиться, что на вашем водоеме не запрещены бензиновые ПЛМ.

Электродвигатель

Преимущества:

  • работает от аккумулятора, не нуждается в топливе;
  • экологичен;
  • легкий и компактный в сравнении с бензиновым;
  • не нуждается в консервации на зиму.

Минусы:

  • не подходят для дальнего плавания;
  • тяговые аккумуляторы достаточно тяжелые (20 – 30 кг);
  • на подзарядку уходит много времени;
  • маленькая мощность;
  • скорость до 11 км/ч;
  • не справляются с мощным течением и сильным ветром.

Вывод: бензиновые движки хороши для дальнего плавания на больших водоемах, электрические — на спокойных речках, небольших прудах, озерах.

Тактность мотора

По количеству тактов рабочего цикла бензиновые двигатели подразделяются на двух и четырехтактные. Каждый из видов ПЛМ имеет неоспоримые преимущества перед другим в определенных условиях.

Двухтактные двигатели

Преимущества:

  • отличные стартовые показатели;
  • работа в широком температурном диапазоне;
  • легкость, компактность в сравнении с 4-тактными;
  • простота обслуживания;
  • легкость сборки;
  • удобство транспортировки;
  • неприхотливость к качеству бензина (толерантность к октановому числу).

Недостатки:

  • малая мощность;
  • шум;
  • большой расход топлива.

Четырехтактные моторы

Плюсы:

  • большой эксплуатационный ресурс (5 000 моточасов и выше);
  • экономичность, около 0,4 л/ч;
  • экологичность;
  • отсутствие сильного шума.

Минусы:

  • требуют сервисного обслуживания из-за сложной конструкции;
  • более дорогие;
  • громоздкие и тяжелые.

Различия ПЛМ по мощности

В документах (техпаспорте) на лодку всегда указано, какой по максимальной мощности мотор допускается устанавливать на нее.

Определить оптимальную мощность силового агрегата можно по формулам:

  • М = (А+Б+В+Г)/30 (для модели без киля);
  • М = (A+Б+В+Г)/28 (для судна с килем);
  • А — вес лодки (кг), Б — вес водителя, В — вес двигателя, Г — масса груза.

Предназначение разных по мощности моторов:

  1. От 2 до 5 л.с. — скорость судна не превышает 9 км/ч, подходит для неторопливых прогулок на небольшие расстояния.
  2. 5 – 6 л.с. — лодка может разогнаться до 15 км/ч, что означает возможность более быстрых и дальних поездок.
  3. Свыше 6 л.с. — скорости более 15 км/ч, нагруженное судно легко выходит в режим глиссирования.

Важно: двигатель мощностью свыше 5 л.с. обязывает владельца получить права на управление маломерным судном. А если мощность мотора свыше 10 л.с, то лодку придется регистрировать в ГИМС.

Основные критерии выбора ПЛМ

Мотор выбирают исходя из назначения судна — если для троллинга на небольшом водоеме достаточно электродвигателя, то для скоростной езды прибрежных морских водах понадобится мощный агрегат.

Другие показатели:

  1. Длина дейдвуда (нога или сапог): в техпаспорте лодки обычно указана рекомендованная длина, но если нет, то измерить ее можно самостоятельно. Для этого надо измерить высоту транца. Стандартные размеры — 367, 490 или 612 мм: соответственно подойдет короткая, длинная или ультрадлинная нога.
  2. Система управления: в приоритете сейчас румпельное управление, оно наиболее удобно. Меняя угол положения румпеля можно изменить скорость и повернуть лодку. Дистанционное управление встречается на громоздких судах, оно сложнее и дороже: в передней части кокпита устанавливается руль.
  3. Глиссирование: если владелец лодки намерен использовать такой режим, то ему придется рассчитать мощность двигателя согласно возможностям лодки, количеству пассажиров, массе груза. Чем тяжелее предполагается грузить плавсредство, тем мощнее потребуется мотор для глиссе.
  4. Требуемая мощность мотора: зависит от размеров, конструкции лодки, количества пассажиров и массы груза. Каждый пассажир — это дополнительные 5 – л. с. В среднем, для 1-местной лодки хватает 5-сильного движка, для 2 местной — до 10 л. с, 6 метровая лодка с тремя пассажирами потребует мощности до 12 л.с. Для улучшения ходовых показателей надо будет установить более мощные агрегаты.

Лучшие бренды

Пятерка лучших производителей подвесных моторов для лодок ПВХ:

Американские моторы олицетворяют стандарт качества. Бренд известен на всей планете, в том числе и в России.
Двигатели для лодок — специализация компании наряду с производством пожарных насосов и катеров. Во всем мире прославились именно ПЛМ бренда. Ассортимент моторов очень велик: для любителей и профи, мощные и компактные.
В этой фирме выпуск лодочных движков — лишь одно из побочных производств. Тем не менее критерии качества так же высоки, как у основной продукции бренда: вездеходов, мотоциклов, промышленного оборудования и т.д.
Дочернее образование автогиганта Honda специализируется на выпуски лодочных моторов. Оригинальные модели создавались на базе авто-наработок.
Первый подвесной мотор фирма Suzuki произвела в 1965 году. Опыт оказался удачным, для выхода на мировой рынок открыли компанию Suzuki Marine, где производят модернизированные моторы DT5.

Цены на лучшие модели ПЛМ

Лидеры индустрии: ориентировочная стоимость подвесных лодочных моторов

Наименование Цена в руб.
Mercury ME F 3.5 M 125 000
Mercury ME 5 M 132 000
Yamaha F 5 AMHS 146 000
Yamaha 3 BMHS 85 600
Honda BF 15 DK2 SHU 379 900
Honda BF 2,3 DH SCHU 139 900
Suzuki DF 150 ATX 1 440 000
Suzuki DF 175 TX 1 955 000
Tohatsu M 5 BD S 135 200
Tohatsu M 3.5 B2 S 63 350

Видео: мотор для лодки ПВХ

Вопрос — ответ

Для чего предназначены винтовой и водометный моторы?

Для разных типов перемещения по воде: винтовой подразумевает переход в режим глиссирования, водометный — для перемещения за счет водоизмещения, когда днище судна полностью утоплено.

Что такое дейдвуд?

Это длина ноги ПЛМ, подбирается так, чтобы винт мотора не оказался на поверхности воды.

Какие бывают длины дейдвудов?

Размеры ноги ПЛМ бывают: S — короткий или стандартный, L — длинный, X — супер длинный.

Какой мощности двигатель подойдет для 4-х метровой лодки?

Оптимальная мощность движка для такой лодки — 18 – 20 л. с.

Б/У мотор целесообразно покупать?

Это часто бывает целесообразным, если производитель хороший. Для покупки лучше взять с собой друга, который сможет оценить состояние мотора.