Мотособака для зимней рыбалки: особенности конструкции, виды, ответы на вопросы
Что такое мотособака
Мотособака — это легкое и экономичное транспортное средство, созданное для эксплуатации в условиях бездорожья. Название «мотособака» — народное, используется в обиходе. Техническое и более информативное наименование — мотобуксировщик, или мини-снегоболотоход. Устройство довольно специфическое, но весьма полезное и практичное для использования в полевых условиях.
Вместимость саней (волокуши) весьма высока, что позволяет в одиночку транспортировать довольно объемный и тяжелый груз. При этом, нагрузка на двигатель не слишком высока — он не везет, а именно тянет груз, для чего требуется меньшее усилие. Отсюда возможность использовать одноцилиндровый двигатель малой мощности, не потребляющий много топлива.
Соответственно, заметно уменьшается стоимость мотособаки — по цене она доступна всем желающим. Кроме того, ее легко транспортировать до места эксплуатации (без проблем входит в обычный автомобильный прицеп), а в полевых условиях увязшее ТС без особых усилий можно вытолкать из любой ложбины.
Отзывы владельцев положительные, что способствует активной разработке и производству новых моделей.
История создания
В нашей стране мотбуксировщики впервые появились благодаря усилиям архангельского инженера Анатолия Фомичева. Для своих первых сборок он использовал мотор от бензопилы. Инженер видел перспективы этой конструкции и занимался разработками в течение многих лет. В 1997 году Фомичев получил патент на собственную конструкцию. Новинка пришлась по вкусу любителям зимней охоты и рыбалки, и понемногу началось мелкосерийное производство первых моделей.
Сегодня мотобуксировщики выпускаются разными производителями. Спрос на них возрастает, способствуя дальнейшим разработкам и усовершенствованию уже имеющихся моделей. Пользователи по достоинству оценивают возможности мотобукса, его практичность и высокую ремонтопригодность.
Особенности конструкции
Основным и самым сложным узлом конструкции мотособаки является передний (силовой) блок. Он представлен довольно простым карбюраторным бензиновым двигателем, установленным на раму с гусеничным приводом. Мощность двигателя может составлять от 6,5 до 20 л. С., что позволяет выбирать модель для использования в имеющихся условий или для решения определенных задач. Управление мотоциклетного типа, осуществляется за счет вынесенной длинной ручки. Она складная, что позволяет транспортировать мотособаку в прицепе и не выходить за габаритные пределы (некоторые владельцы возят мотобукс в багажнике).
Гусеничный узел представлен катковыми (реже склизовыми) блоками. Подпружиненные катки (ролики) позволяют передвигаться не только по снегу, но и по рыхлым поверхностям (например, по заболоченным участкам), тогда как склизы жесткие и могут быть использованы только в зимнее время, при движении по рыхлому снегу. Даже по льду на них двигаться слишком жестко, велика нагрузка на ходовую часть.
Ролики пластиковые, что позволило снизить вес мотобуксировщика. Использован специальный полимерный материал, не изменяющий свои параметры при понижении температур. Гусеницы — резиновые с усиливающими металлическими соединениями. Есть широкие и узкие гусеницы (соответственно, 50 и 38 см), предназначенные для движения по рыхлому и более плотному снегу.
Тормоза дисковые, обеспечивающие как плавную, так и резкую экстренную остановку. В трансмиссии используется либо редуктор, либо вариатор (на более мощных моделях).
Современные модели мотобуксировщиков оснащены массой дополнительных элементов:
- электростартер;
- редуктор заднего хода;
- электропакет, в котором присутствует фара и розетка.
Редуктор заднего хода — важный узел, позволяющий разворачиваться или отъезжать от препятствий без необходимости ворочать мотобукс вручную. Электропакет определен установкой генератора, позволяющего использовать дополнительную электроэнергию в прикладных целях.
Разновидности
Мотособака — это ТС, которое имеет массу вариантов конфигурации или комплектации. Ее можно использовать в зимнее и летнее время, изменяя тип движителя или комбинируя гусеничные блоки с лыжами или колесами. Это позволяет создавать массу разновидностей, предназначенных для движения в разное время года или в разных условиях, а также для решения тех или иных задач.
Самым распространенным вариантом конфигурации является передний буксир и задний грузовой отсек (сани или волокуша, иногда их несколько).
Это базовая конфигурация, повторяющая схему собачьей упряжки, где вместо собак используется ТС. Есть и другие варианты:
- «толкач». Силовой модуль расположен сзади, а волокуша установлена спереди. Этот вариант требует установки дополнительной ручки управления, поскольку владелец находится перед силовым блоком и не может использовать штатную ручку;
- мотособака с колесным модулем. Эта комплектация хороша в летнее время, когда нужна большая проходимость и возможность преодолевать массу мелких препятствий. Внешне мотобукс с колесным модулем походит на квадроцикл;
- вариант с лыжным передним модулем. Эта конструкция отличается более высокой управляемостью, позволяет легко маневрировать на участках с массой препятствий или складок рельефа.
Мотособаки можно условно разделить на три категории по мощности и грузоподъемности. Критерием деления будет мощность двигателя:
- низкая мощность — до 9 л. с.;
- средняя мощность — 9-15 л. с.;
- высокая мощность — более 15 л. с.
Кроме этого, есть разновидности мотобуксировщиков с передним или задним приводом. Первые обладают высокой проходимостью, двигатели у них более мощные. Однако заднеприводные модели отличаются более высокой маневренностью и управляемостью. При этом, они нередко буксуют на рыхлом снегу. Поэтому большинство владельцев сходится во мнении о преимуществе переднего привода.
Производители и модели
Поскольку спрос на мотособаку достаточно высок и постоянно возрастает, производство подобной техники вполне активно. Есть зарубежные производители, но и в РФ изготовителей мотобуксов довольно много.
Популярные зарубежные компании:
- Sharmax (Китай);
- Bolens (Канапда);
- Snowdog (США);
- Jkudzo (Япония) и т. д.
Отечественные производители:
- Бурлак;
- Ирбис;
- Барбосс;
- Тофалар;
- Койра;
- ООО «Механика» и т. д.
К числу популярных моделей можно отнести:
- Бурлак-М Егерь Опти (179 000 ₽, на 50-см гусеницах, 15 л. с., грузоподъемность — 200 кг);
- Ураган Сибирь (толкач, 200 000 ₽, 20 л. с., гусеницы шириной 60 см);
- Ikudzo 2.0 (165 000 ₽, перевозит груз до 450 кг, 20 л. с., гусеницы 50 см);
- IRBIS Мухтар 15 (150 000 ₽, 15 л. с., гусеницы 50 см);
- БТС СТАНДАРТ (128 000 ₽, 15 л. с., гусеницы 50 см);
- Койра Богатырь (125 000 ₽, 20 л. с., гусеницы 50 см, скорость — 43 км/ч).
Приведенные примеры представляют мотособаки из категории машин высокой мощности. Они обычно используются промысловиками и людьми, чья деятельность связана с условиями Севера. Охотники или рыбаки-любители обычно предпочитают более дешевые модели средней мощности, изготовленные отечественными компаниями.
Плюсы и минусы
К числу плюсов мотособаки следует отнести:
- простота и высокая надежность конструкции;
- высокая ремонтопригодность, легкость обслуживания;
- большой запас автономности (в среднем, с одной заправки мотобукс может пройти около 30-50 км, при скорости 30-40 км/ч);
- можно спокойно ездить по открытым участкам и вполне уверенно передвигаться по лесу;
- есть возможность изменения типа движителя (например, замена гусениц на колеса или установка переднего лыжного модуля);
- низкий расход топлива — некоторые модели потребляют меньше, чем бензопила;
- компактность, малый вес, позволяющие хранить мотособаку в уголке гаража или возить ее в багажнике (прицепе);
- мотобукс не надо ставить на учет в надзорных органах, не требуется получать на него права;
- доступная цена. Даже самые дорогие модели отечественного производства не дороже 200 000 ₽.
Минусы мотособаки:
- мала мощность двигателя, что иногда создает некоторые проблемы;
- скорость движения не превышает 40 км/ч;
- за счет двухзвенной конфигурации маневренность и управляемость мотособаки несколько хуже, чем у того же снегохода;
- уровень комфорта по сравнению со снегоходами или квадроциклами несколько снижен (хотя, современные модели понемногу оснащают фарами, розетками и другими опциями);
- нельзя ездить по общественным дорогам.
Недостатки мотособаки выражаются только в сравнении со снегоходами или квадроциклами. Если рассматривать ее как отдельный вид транспорта, положительные моменты выглядят более убедительными и делают мотособаку предпочтительным и весьма практичным устройством.
Видео: топ-3 лучших мотособаки
Вопросы и ответы
Нет, не надо. К мотособаке при покупке не прилагается паспорт транспортного средства, что освобождает владельца от необходимости какой-либо регистрации. При этом, движение по общим дорогам на мотобуксировщике запрещено, что заставляет заранее побеспокоиться о наличии прицепа или других способов транспортировки к месту эксплуатации.
В принципе, это разные транспортные средства. Здесь можно привести лишь несколько бесспорных преимуществ мотобуксировщика — компактность, неприхотливость, отсутствие необходимости получать удостоверения/права и вообще как-то регистрировать ТС (для снегохода требуется удостоверение тракториста-машиниста категории А1). Мало того, поместить снегоход в один гараж с машиной не получится (если гараж стандартный), придется продумывать варианты хранения. Мотособака невелика и разместить ее гораздо легче.
Все виды мотобуксировщиков рассчитаны на решение определенных задач. Самые маленькие хороши для увеселительных поездок или катания детишек на бублике в зимнее время. Самые большие нужны для транспортировки крупных грузов (например, добытого на охоте лося или медведя). Поэтому, выбирать модель надо исходя из собственных планов и потребностей. Если их пока нет, проще всего приобрести мотобукс среднего уровня — он поможет решить большинство задач и не потребует слишком много топлива.
Большинство владельцев пользуется мотособаками на 38-сантиметровых гусеницах. Во-первых, они дешевле. Кроме того, они вполне уверенно ходят по снегу и более плотным поверхностям. 50-сантиметровые гусеницы выбирают только в случае необходимости ездить по рыхлому и глубокому снегу, а также при перевозке больших и тяжелых грузов.
Давно пора забыть эту привычную установку «все наше — плохое, все импортное — хорошее». Отечественная техника дешевле, снабжение запчастями налажено достаточно хорошо, ремонтопригодность и надежность — гораздо выше. Импортные мотособаки дорогие, как их ремонтировать — большой вопрос. Запчасти приходится выписывать по двойной-тройной цене (и не факт, что пришлют именно то, что нужно). Поэтому выбор очевиден.