Снегоход для охоты и рыбалки: особенности, критерии выбора, ответы на вопросы
Лучший транспорт для зимней рыбалки или охоты
Существует множество конструкций и моделей вездеходов, которые можно использовать для рыбалки и охоты в зимний период. Однако, с точки зрения ценовой доступности для массового пользователя, количество вариантов резко сокращается. Остается только два вида ТС — либо снегоход, либо мотособака. Можно просто сказать, что снегоход превосходит ее по ряду показателей, но правильнее будет рассмотреть этот момент внимательнее.
Сравнение снегохода и мотособаки
Снегоход и мотособака — два конструкционно близких транспортных средства. Они предназначены для индивидуальлного пользования, обладают сравнительно малым весом и доступны в ценовом отношении. Снегоход имеет техническое преимущество перед мотособакой, но в некоторых аспектах он ей заметно уступает. В первую очередь, это вопросы транспортировки — мотособаку можно возить в багажнике или в обычном прицепе, тогда как для снегохода потребуются специальные средства перевозки.
Кроме этого, есть серьезная разница в потреблении топлива — снегоход расходует бензина примерно в 5 раз больше, чем мотособака. Однако у него скорость во много раз больше, что позволяет за считанные минуты добираться от охотбазы к местам охоты или рыбной ловли.
Еще один проблемный момент — хранение. Мотособаку вполне можно разместить в углу обычного гаража, но со снегоходом такой номер не пройдет. Для него надо гораздо больше места, и придется решать вопрос с размещением техники более радикально.
Ограничения в передвижении по дорогам
Существует весьма неприятное ограничение, обусловленное конструкционными особенностями снегохода и мотособаки. Оба они не имеют права передвигаться по дорогам общего пользования (только с целью пересечения, или движение по целине параллельным курсом).
Многие источники в сети утверждают, что с декабря 2023 года владельцы автомобильных удостоверений с категорией A или B имеют право ездить по общественным дорогам. Это наглядный случай ситуации из разряда «слышал звон…». Дело в том, что без прав на снегоход вообще садиться нельзя. Раньше для управления снегоходом нужно было иметь удостоверение тракториста-машиниста, а с декабря 2023 года в список добавили владельцев автомобильных прав. Однако это не значит, что стало разрешено ездить по дорогам. Имеется в виду езда по специально оборудованным трассам или по бездорожью.
Доставка снегохода из населенного пункта до охотничьей базы — вопрос, волнующий многих владельцев. По требованиям приложения к ПДД, запрещено выпускать на дороги с асфальтовым и бетонным покрытием самоходные средства на гусеничном ходу. Возникает довольно обидная ситуация — вполне самодостаточный снегоход приходится как-то везти к месту охоты/рыбалки. Для этого надо использовать специальный прицеп, оборудованный трапом для въезда и выезда, что заметно усложняет пользование.
Если рассматривать снегоход только как транспортное средство для поездки от охотбазы до угодий, лучшего варианта не найти.
Он обладает высокой мощностью и скоростью, большим запасом хода (с одной заправки он способен пройти не менее 150 километров, а при наличии запасных канистр автономная дальность увеличивается в несколько раз).
Особенности конструкции снегохода
Конструкция снегохода представлена 7 основными узлами:
- лыжи;
- передний блок;
- гусеничный блок;
- передняя подвеска;
- сиденье;
- багажник;
- спинка.
Снегоход создан на базе гусеничного движителя и лыжного управляющего блока. Тягу обеспечивает гусеничный привод, а лыжи используются для маневрирования. Они не участвуют в создании тягового импульса, но это делает управление более легким и уверенным. При этом, многие производители устанавливают электроусилитель руля (особенно на спортивные модели), поскольку на большой скорости лыжи хуже выходят из создаваемой колеи.
Общая конструкция снегохода представлена рамой, под которой установлен гусеничный блок. Двигатель находится над ним и немного вынесен вперед (у разных моделей компоновка может отличаться). Положение двигателя обеспечивает наиболее удобную передачу вращающего момента на гусеничный блок, но у него есть и еще одна функция — обогрев сиденья и косвенно — водителя с пассажиром. Бензобак также может быть расположен в разных местах — у одних моделей он за рулем (как на мотоцикле), у других — под сиденьем.
Существуют одно- и двухгусеничные модели снегоходов, конфигурация которых зеркально отображает друг друга. При этом, они выполнены в рамках общей конструкционной схемы, отличаясь лишь типом гусениц и переднего лыжного блока.
Основные технические показатели
Параметры разных моделей снегоходов существенно отличаются, поэтому приводить их значения нет смысла.
Выбор той или иной модели обычно производят исходя из базовых показателей:
- тип и мощность двигателя;
- тип охлаждения двигателя;
- масса снегохода;
- объем топливного бака;
- расход топлива;
- ширина гусениц и форма гусеничного блока;
- удобство управления;
- наличие дополнительных опций.
Кроме перечисленных показателей, следует добавить еще один — тип подвески. Всего их два:
- рычажная;
- телескопическая.
Рычажная подвеска облегчает управление, но она капризная и часто ломается. Телескопическая надежнее, и снегоходы для зимней охоты или рыбалки должны быть оснащены именно такой подвеской.
Выбор подходящей модели производят по сочетанию параметров. Сопоставление характеристик снегохода, указанных в паспорте, помогает выделить его сильные и слабые стороны, чтобы принять соответствующее решение.
Разновидности
Существует огромное количество разновидностей снегоходов, разработанных в разное время и обладающих определенными возможностями. В первую очередь, следует разделить их на одно- и двухгусеничные. По сути, это две разных конструкционных категории, требующие специфического подхода к эксплуатации (особенно в отношении техники вождения).
Также можно разделить снегоходы по типу двигателя:
- двухтактные;
- четырехтактные.
Тип двигателя влияет на мощность и расход топлива. Что характерно, четырехтактные моторы меньше расходуют топлива и тише работают.
Однако основным видом классификации снегоходов является их назначение. Принято делить имеющиеся модели на четыре категории:
Горные снегоходы условно входят в группу спортивных машин, но их выделяют в отдельную категорию из-за особой конструкции гусеничного блока.
Плюсы и минусы
К числу плюсов снегохода следует отнести:
- высокая скорость передвижения;
- малый вес, позволяющий вручную выталкивать машину из ложбин;
- легкость управления (на малой скорости);
- высокая грузоподъемность;
- множество вариантов использования;
- большое количество моделей, что позволяет выбрать подходящий вариант для работы в имеющихся условиях.
Минусы снегохода:
- на высоких скоростях резко снижается эффективность управления;
- несмотря на кажущуюся устойчивость, снегоход склонен к опрокидыванию при наезде на препятствия;
- сравнительно большой расход топлива;
- высокие цены.
Некоторые минусы снегоходов обусловлены их конструкцией, другие проистекают из условий эксплуатации. Высокая стоимость является следствием надежности и прочности машин, хотя в этом моменте есть возможность выбора.
Популярные производители и модели
Производство снегоходов развито очень сильно, и в мире действует огромное количество производителей.
К числу наиболее известных компаний можно отнести:
- Arctic Cat (США);
- BRP (Bombardier Recreational Products, Канада);
- Polaris Industries (США);
- Yamaha (Япония);
- Lynx (Финляндия, бренд является подразделением фирмы BRP);
- C.Moto (Китай) и т. д.
Количество российских производителей также достаточно велико:
- Буран;
- Тайга;
- Русич;
- Шихан;
- Русская Механика;
- ООО «Подъем» и т. д.
Среди снегоходов утилитарной категории, наиболее пригодных для зимней охоты или рыбалки, следует выделить:
Перечисленные модели выделяются из общей массы только по сочетанию рабочих качеств. Другие снегоходы не слишком уступают им, что позволяет выбирать наиболее удачные варианты.
Как выбрать — рекомендации
Выбирая снегоход для зимней рыбалки или охоты, следует учесть несколько моментов:
- если модель большая, она может везти тяжелый груз, а также водителя и пассажира. Однако возрастает расход топлива и снижается скорость;
- принято считать, что длинные лыжи хороши на бездорожье. Однако в глубоком снегу они вязнут;
- опция «подогрев руля» — далеко не баловство. Каждый любитель зимней езды подтвердит — это весьма полезное и практичное дополнение;
- наличие фаркопа — обязательно. Иначе не будет возможности цеплять сани или волокушу, и возможность возить с собой грузы (например, транспортировать добытого зверя) исчезает.
Конечно, главными критериями выбора станут мощность двигателя и расход топлива. Кроме этого, надо смотреть на цену снегохода — покупать слишком дорогие модели невыгодно вдвойне. Как правило, они импортные, что затруднит поиски запчастей и усложнит обслуживание. Лучше всего обратить внимание на отечественные модели — они разработаны с учетом наших условий (не только в отношении климата, но и качества бензина или смазочных масел).
Видео: как выбрать снегоход
Вопросы и ответы
Да, для управления снегоходом надо иметь удостоверение тракториста-машиниста (категории А) или иметь права на мотоцикл категории А (или В1 с отметкой MS). Необходимо уточнить — это касается машин с двигателем свыше 50 см3. На прокатных снегоходах можно ездить с автомобильными правами категорий B, C и D. Если у пользователя есть автомобильные права категории A или B1 (с отметкой MS) — можно водить любой снегоход.
Это зависит от показателей конкретной модели. Например, Буран ADE «съедает» 21-25 л на 100 км пути. Если учесть условия его движения (пересеченная местность, рыхлое и нестабильное покрытие, низкая температура), такой расход не покажется слишком большим. При этом, на Буране установлен двухтактный двигатель. Если посмотреть на модели с четырехтактными моторами, расход заметно выше — в разных случаях он составляет от 26 до 32 л/100 км.
Принадлежность снегохода к той или иной категории условна. Во всяком случае, на конкретной модели вряд ли будет написано, что она туристическая или спортивная. Как правило, смотрят на комплектацию — туристический снегоход сразу выдаст отсутствие багажника и фаркопа, малая ширина гусениц или небольшой объем двигателя. В любом случае, следует изучить инструкцию, посоветоваться с продавцом-консультантом.
В этом вопросе давно не существует однозначного ответа. Все зависит от технических показателей данной модели, а где она изготовлена — не столь важно. Надо иметь четкое представление о том, какие задачи предстоит решить, и выбирать снегоход по наибольшему соответствию с требованиями.
Такая покупка может быть оправдана лишь в том случае, когда нужна конкретная модель, которой нет в продаже. Все машины б/у имеют массу изъянов, которые редко можно сразу заметить. Они «вылазят» уже в процессе эксплуатации, и часто требуют весьма сложного и дорогого ремонта.