Какой вездеход лучше – колесный или гусеничный? Сравниваем и разбираемся в отличиях

Вездеход — это транспортное средство, предназначенное для движения по бездорожью. Используется фермерами, туристами, охотниками, работниками заповедников.

Основных типов вездеходов два:

Также существуют комбинированные модели, когда на колеса можно натянуть специальную резиновую ленту.

Хотя гусеничные модели более неповоротливы и тихоходны (по сравнению с колесниками), но при передвижении по болотистым и рыхлым песчаным грунтам они показывают себя лучше. Гусеничные машины легко преодолевают снежные преграды, неровности в условиях бездорожья, также они устойчивы благодаря большой массе и низкому расположению центра тяжести.

Особенности конструкции колесных и гусеничных вездеходов

Конструкция гусеничного вездехода базируется на массивном основании. На нем установлен низкооборотистый и мощный двигатель внутреннего сгорания (чаще всего дизельный), масляный насос, который создает давление в гидросистеме. Гусеничная лента опирается на катки, ленивцы, приводится в движение гидравлическими бортовыми редукторами со звездочками.

Гусеницы бывают двух типов:

  • стальные – на металлических звеньях, которые склепаны друг с другом, установлены траки – широкие пластины с продольными ребрами, они играют роль протектора;
  • резиновые – гусеничная лента представляет собой единое целое.

Колесные вездеходы – транспортные средства с мощным ДВС и классической схемой трансмиссии 4х4. Задний привод может быть отключен. Особенность колесников – усиленные ступицы и покрышки с массивным протектором. Ходовая часть колесных вездеходов также способна работать под серьезными нагрузками за счет использования мощных амортизаторов, штанг и тяг.

Проблема выбора вездехода

При выборе колесной и гусеничной техники следует учитывать собственные потребности:

  • если нужен вездеход, который будет универсальным, маневренным и экономичным, то стоит изучить модельный ряд колесников.
  • если требуется мощная и всепроходимая, устойчивая техника, то лучше обратить внимание на гусеничные машины.

Также следует учесть компоновку ТС.

Пассажирский вездеход Трэкол Хаски

Вездеходы выпускаются:

  • пассажирские – с небольшим кузовом, есть сидячие места для перевозки людей, может присутствовать небольшой багажный отсек;
  • грузовые – вездеходы с бортовой платформой, кунгом, предназначенные для транспортировки различных грузов;
  • грузо-пассажирские – разработаны для перевозки и людей, и небольших грузов;
  • тягачи – мощная техника, созданная для перемещения полуприцепов или прицепов.

Преимущества колесных вездеходов

Основные преимущества:

  1. Маневренность – колесные вездеходы могут поворачивать на более крутых поворотах, чем гусеничные, но это касается относительно ровных дорог. В условиях бездорожья гусеничная техника спокойно разворачивается, если одну гусеницу запустить вперед, а вторую – в обратную сторону.
  2. Универсальность – колесники способны двигаться практически по любым грунтам: по асфальту, гравию, песку, траве, снегу. На них можно передвигаться и по болотам, и по городу, и по лесным тропам.
  3. Экономичность, малый расход средств на покрышки и детали ходовой – колесная техника потребляет меньше солярки или бензина. Также она не требует больших вложений в обслуживание, в отличие от гусеничных собратьев.
  4. Простота технического обслуживания, ремонта – необходимо тщательно следить за состоянием покрышек и подвески, которые изнашиваются быстрее всего. Остальные агрегаты и узлы требуют лишь регулярного осмотра, так как ломаются не намного чаще, чем аналогичные детали автомобилей.
  5. Малая шумность – колесники ездят тише, чем гусеничная техника из-за отсутствия в конструкции множества звеньев, соединенных пальцами.

Машины на гусеничном ходу с резиновыми лентами также считаются малошумными.

Преимущества гусеничных вездеходов

Основные преимущества:

  1. Повышенная проходимость – за счет траков, которые эффективно цепляются за грунт, а также высокой мощности гидропривода, гусеничная техника медленно, но уверенно проходит по песку, снегу, влажным и неровным почвам.
  2. Устойчивость – вездеходы с гусеничным движителем сложнее опрокинуть, чем колесники. У них массивное основание, поэтому центр тяжести расположен низко, а гусеницы увеличивают площадь опоры на землю.
  3. Общая мощность – высокий КПД гидравлики позволяет гусеничным машинам легко перемещать большие грузы.

Разновидности вездеходов

Колесники с цельной рамой. Главная особенность – герметичный низ кузова, также в наличии гребной винт, нужный для передвижения по воде.
Вид колесных машин, у которых рама состоит из двух частей, они соединены друг с другом поворотно-сцепным механизмом. Такое ТС очень маневренное и проходимое по сравнению с цельнорамными машинами. Но есть и минусы: плохой вход в повороты, сложно маневрировать между колеями, есть трудности с пересечением глубоководных преград.
Особый и редкий тип, передвигаются за счет шнеко-роторного движителя, который состоит из пары «колес» в виде винтов Архимеда, изготовленных из легированной стали повышенной прочности. Преимущество – высокая проходимость по пескам, болотам. Минус – очень сложно ездить по ровной дороге, так как машину сносит в сторону.
Вид колесных машин, у которых при движении под днищем образуется слой сжатого воздуха. Он приподнимает ТС над землей или водой. Поскольку сила трения при движении снижается до минимума, то машины на воздушной подушке способны быстро преодолевать болотистые участки местности.

Особенности технического обслуживания колесных и гусеничных вездеходов

Ремонт и ТО колесников почти ничем не отличается от аналогичных работ, выполняемых с обычными машинами. Единственным недостатком считается высокая стоимость запчастей для импортной техники.

Обслуживание гусеничных вездеходов осложняется наличием в конструкции гидравлической системы, которая состоит из нескольких агрегатов, шлангов, трубок, соленоидов, клапанов.

Кроме топливного бака в конструкции есть еще и гидробак. Гидравлика работает под высоким давлением, поэтому при разрыве даже одного шланга в большинстве случаев восстановить технику в поле не удастся.

Ремонт в условиях домашней мастерской тоже будет проблемой – для выполнения ряда работ нужны наборы манометров, стенды для проверки гидравлических агрегатов.

Преимуществом гусеничной техники можно считать высокую ремонтопригодность ходовой. Замена сломанного трака в любых условиях не занимает много времени.

Лучшие модели колесных и гусеничных вездеходов

Три типа машин высокой проходимости с различными двигателями, видами трансмиссии и ходовой.

«Шерп»

Универсальная машина высокой проходимости, разработанная для движения по различным типам грунтов, а также по воде. Рисунок протектора шин похож на гребенку, эта ообенность повышает скорость движения по воде и грязи. Во время пересечения водных преград насечки на протекторе играют роль гребных лопаток. В колесных дисках можно установить дополнительные резервуары для солярки – 50 л каждый.

Характеристики:

  • силовая установка – японский дизель KubotaV1505-t, 4 цилиндра, объем 1,5 л;
  • мощность мотора – 44,3 л.с.
  • трансмиссия – МКПП 5 ступеней, полный привод;
  • тип передачи на колеса – цепная;
  • раздаточная коробка – отсутствует;

  • диаметр колес – 1,6 м;
  • ширина колес – 0,6 м;
  • скорость движения по суше – до 45 км/час;
  • скорость движения по воде – не более 6 км/час;
  • вес – 1,4 т.

Управление техникой выполняется помощью рычагов, как на экскаваторах. Машина поворачивается влево или вправо без помощи рулевых тяг, а при блокировке колес с одной стороны. Это улучшает маневренность вездехода, он способен крутиться на месте.

Особая пневмоциркуляционная подвеска выполнена так, что все четыре шины связаны друг с другом воздушными каналами. Их сечение автоматически регулируется, если необходимо, то канал может быть полностью перекрыт. Когда машина наезжает колесом на крупное препятствие, то воздух из этой шины перейдет к другим колесам, давление будет равномерно распределено по всем четырем точкам.

«Витязь»

ДТ-30 «Витязь» – это двухзвенный гусеничный вездеход, изначально был предназначен для перевозки грузов в суровых условиях северных районов страны. Способен легко двигаться по заболоченному грунту, глубокому снегу, лесам.

Характеристики:

  • силовая установка – 4-тактный турбодизель В-46-5 с 12 цилиндрами, объем 38,88 л;
  • мощность мотора – 780 л.с.;
  • тип трансмиссии – гидромеханическая полуавтоматическая 4-скоростная коробка передач или 6-скоростная АКПП;
  • тип движителя – гусеничный;
  • ширина ленты – 110 см;

  • тип подвески – независимая торсионная;
  • скорость движения по суше – 47 км/ч;
  • скорость движения по воде – 4 км/ч;
  • грузоподъемность – до 30 т;
  • масса – 28 т.

Кузов ДТ-30 «Витязь» представляет собой два сочлененных блока, в первом находится кабина машиниста и места для 7 пассажиров. За кабиной – моторный отсек. Второй блок – грузовой, это платформа под брезентовым тентом. Два блока соединяются поворотно-сцепным узлом с гидравлическими цилиндрами. Выполнение маневров при движении выполняется за счет этих гидроцилиндров.

На ДТ-30 «Витязь» устанавливают 4 резиновотканевые гусеничные ленты с металлическими грунтозацепами. Машина оказывает минимальное давление на грунт при своем весе – лишь около 300 г на кв. см.

Тайга 4×4

Тайга 4х4 – классический вездеход-переломка с колесами на шинах низкого давления. Техника одноместная, предназначена для охотников, рыбаков, туристов.

Характеристики:

  • силовая установка – бензиновый одноцилиндровыми четырехтактный двигатель MTR 192FD-W с 1 цилиндром объемом 4,6 л или MTR 192FD-W объемом 4,39 л;
  • мощность мотора – 18 или 16 л. с.;
  • максимальная скорость при движении по грунту – 40 км/час;

  • максимальная скорость при движении по воде – 4 км/час;
  • тип трансмиссии – МКПП 4 ступени или вариатор;
  • тип колес – с шинами низкого давления ОИ-25 «Урал», диаметр 1,26 м, ширина 0,37 м или ВИ-3 «КРАЗ», диаметр 1,3 м, ширина 0,530 м;
  • вес – 500 или 670 кг.

Комплектация: топливный бак на 6 л, комплект фар, лебедка. Пуск мотора выполняется электрическим стартером или вручную.

Видео: сравнение гусеничного и колесного вездехода

Итоги

Выбор подходящего вездехода зависит от нескольких обстоятельств: региона, в котором будет эксплуатироваться техника, от требований владельца к техническим характеристикам ТС (скорость, маневренность, проходимость, грузоподъемность), от финансовых возможностей покупателя. Гусеничные вездеходы во многих случаях более проходимые и грузоподъемные, но часто их ходовые характеристики не устраивают водителей, также смущает сложность обслуживания и малый ресурс ходовой части.

Вопросы и ответы

Какие бывают виды гусеничных лент у вездехода?

Есть 2 вида: полимерные и стальные. Полимерные: цельные резиновые – самый простой, универсальный тип; сегментные резиновые – хорошая проходимость по мягким грунтам, песку; шипованные – для передвижения по поверхности замерзших водоемов. Стальные – особенности и характеристики зависят от формы, размеров траков.

Можно ли ездить на гусеничной технике по тротуарам в городе?

По правилам эксплуатации гусеничной техники, ее движение по дорогам с твердым покрытием запрещается. Информация есть в ст. 12.33. КоАП РФ. Исключение – резиновые гусеничные ленты без шипов.

Какие бывают шины для вездеходов?

Шины AT – для тех, кто чаще всего ездит по бездорожью, но изредка выезжает на асфальт. Грязевые шины (MT) – специально разработаны для бездорожья. Оптимальны при движении по песку, грязи. Не годятся для езды по асфальтированным дорогам. Универсальные M + S или M / S – применяют для поездок по бездорожью, асфальту, однако их ходовые характеристики считаются средними.

Допускается ли транспортировать колесный вездеход на сцепке?

Допускается на жесткой сцепке, но при условии, что внедорожник зарегистрирован как ТС (то есть, не является самоделкой). При этом стоит учесть, что обычный вездеход не получится тащить быстрее 30-40 км/ч, а переломку – максимум при 30 км/ч.