Вездеход «Лось»: особенности конструкции, характеристики, ответы на вопросы
Общее описание
Вездеходный комплекс «Лось» создан инженерами шведской фирмы Haegglunds. Название «Лось» — чисто российское, о его происхождении точных данных нет. Во всяком случае, внешне машина на рогатого обитателя северных лесов ничем не походит. Производитель присвоил ей название Bandvagn 206, которое быстро сократилось до аббревиатуры BV-206.
Помимо базового назначения (боевая единица), военные использовали вездеход в разных целях:
- передвижной пункт скорой медицинской помощи;
- пожарная техника;
- полевой пункт управления;
- транспортное средство для перевозки групп разведки или технических специалистов;
- тягач и т. д.
Изначально комплекс создавался для использования исключительно в военных целях. Его использовали в условиях северных топких и непроходимых местностей. Поскольку рабочие качества вездехода оказались весьма высокими, его использовали в разных условиях, в Африке и Афганистане. Машина показала высокие эксплуатационные качества при движении в гористой местности, причем, на довольно высоких скоростях.
Однако рабочие качества машины быстро стали предметом изучения людей других профессий, что сделало комплекс востребованным в самых разных областях деятельности. Его используют геологи, геодезисты, лесники, мелиораторы и т. д.
В полевых условиях такой комплекс может параллельно выполнять задачи транспорта, грузовика, бытовки, силовой установки и многие другие функции. Такие возможности оцениваются очень высоко, и вездеход постоянно модернизируется по мере развития технологий.
История создания
Биография комплекса «Лось» началась в 1974 году, когда шведской компании Haegglunds удалось выиграть государственный тендер от Министерства обороны на разработку легкого вездехода для армии и патрульных подразделений. Задачей инженеров стало создание машины высокой проходимости, способной преодолевать препятствия, перемещаться по снегу, льду и другим сложным поверхностям.
Специфика использования машины предполагала работу в самых сложных условиях, и подход разработчиков оказался верным — созданный комплекс оказался пригодным к решению всех поставленных задач.
Поставки комплекса в ВС Швеции стартовали в 1980 году. Конструкторские решения, использованные при создании вездехода, оказались весьма удачными. Комплекс был принят на вооружение армией, затем он распространился по всему Скандинавскому полуострову.
Такая популярность объясняется высокими способностями к трансформации — вездеход является удобной платформой для модификации с самыми разными целями. Мало того, его быстро стали использовать гражданские службы и организации, работа которых проходит в полевых условиях. создано несколько модификаций с изменением размеров и введением дополнительных функций (например, есть модели-амфибии). На сегодня общее число комплексов, созданных в разное время, превышает 11 000 штук.
В России машина начала продаваться в 1997 году. Ее появление совпало по времени с введением нового узла — системы пожаротушения (были случаи сгорания передней секции, что вызвало необходимость принятия срочных мер).
Для условий РФ машина вполне подходит, хотя и требует введения некоторых дополнений, учитывающих специфику применения в разных областях деятельности. Ее успешно используют не только службы или организации, но и частные лица — вездеход оказался удобен для любителей рыбалки или охоты.
Особенности конструкции
Комплекс «Лось» — это средний спаренный вездеход с активным прицепом на гусеничном ходу. Во время движения работают траки передней и задней секций, что значительно облегчает задачу тягача и позволяет снизить нагрузку на переднюю силовую установку. Соединение секций (тележек) шарнирное, что позволяет комплексу более гибко преодолевать любые препятствия.
Конструкционная схема вездехода довольно проста. Основным несущим элементом каждой тележки является балка шасси, к которой на мощных кронштейнах прикреплены элементы гусеничной системы (натяжные и ведущие колеса, детали подвески и т. д.). Обе балки шасси соединены шарнирно-зубчатой передачей. Она несколько ограничивает свободу задней секции — минимальный радиус поворота вездехода составляет 8 м. Однако такое решение обеспечивает прочность и долговечность соединения.
Коробка скоростей размещена рядом с шарнирным соединением. Изначально она имела механическую конструкцию, но на современных моделях установлен 5-ступенчатый автомат. Раздаточная коробка 2-ступенчатая, с возможностью повышения и понижения мощности на валу.
Тормоза дисковые, с гидроприводом на ведущие колеса гусеничной системы. Топливный бак вмещает 160 л, имеются также 2 резервные канистры общей емкостью 40 л. дальность автономного хода комплекса составляет 330 км, что позволяет ему свободно преодолевать большие расстояния в пределах оперативной зоны.
Управление машиной довольно просто — даже полный новичок осваивает его за 1,5 месяца и становится уверенным водителем.
Область применения
Изначально вездеход создавался для использования военными в качестве транспортного средства. Однако возможности машины оказались гораздо шире, и сегодня ее используют для решения огромного множества задач:
- грузовик;
- передвижной склад топлива;
- мобильный радар или пункт связи;
- медицинский модуль;
- пожарная машина;
- спасательное средство;
- электростанция;
- сварочная станция;
- строительная техника (экскаватор или кран-манипулятор);
- буровая машина;
- амфибия и т. д.
Вариантов специализации вездехода может быть очень много, причем некоторые из них могут быть использованы в рамках военной, гражданской или служебной сферы деятельности.
Конечно, для решения многих задач комплекс изначально должен иметь определенную конфигурацию, которую он получает либо на заводе-изготовителе, либо в специализированных тюнинговых подразделениях. Например, для создания сварочной станции или строительной машины необходимо установить соответствующее оборудование, несколько изменить конструкцию корпуса или ходовой части.
Эти задачи решаются разными способами. Например, в России поставками вездеходов «Лось» занимается Альянс Компаний «Восток-Запад». Это холдинг, обеспечивающий поставку и кастомизацию комплексов под нужды заказчика. Здесь можно заказать комплекс, способный решать любые задачи в заданных условиях — в разных областях деятельности или климатических зонах.
В ассортименте фирмы есть несколько готовых вариантов комплектации:
- Стандарт;
- Охотник;
- Старатель;
- Арктический вездеход для Заполярья;
- VIP.
Кроме этого, есть несколько типов специализации спасательных комплексов:
- Аварийно-спасательный;
- Реанимационный;
- Пожарно-спасательный.
Все машины созданы на единой базе, но, в зависимости от специализации, могут несколько отличаться друг от друга.
Разновидности, модели
За время промышленного производства вездеходов «Лось» было разработано несколько моделей:
- BV-206 A. Санитарная машина с дополнительным отсеком для носилок;
- BV-206 F. Противопожарное техническое средство;
- BV-206 S. Броневик, используемый армиями нескольких стран Европы (Франция, Испания, Италия и т. д.). способен защитить экипаж от ручного стрелкового оружия;
- BV-206 S 10. Это броневик-амфибия с увеличенным размером кузова. Первые подобные модели носили название «Викинг» и создавались для армии Великобритании.
Все приведенные модели выпускаются в базовом варианте. При необходимости установки дополнительного оборудования или иной кастомизации машин, производится комплект на заказ.
Тактико-технические характеристики
Технические показатели вездехода «Лось»:
- тип двигателя — дизель (турбированный Mercedes-Benz мощностью 136 л. с.) или бензиновый Ford (136 л. с.);
- максимальная скорость — 50 км/ч (при движении в режиме амфибии — до 5 км/ч);
- трансмиссия — 5-ступенчатый автомат W4A-040 (Daimler-Benz);
- раздаточная коробка — Hagglunds, 2 ступени;
- тормоза — дисковые, с гидравлическим усилением;
- генератор — 2 батареи напряжением 24 В (100 А);
- преодолеваемый уклон — 45° (по твердой поверхности) или 17° (по глубокому снегу);
- температурный рабочий диапазон — от -40 °С до +46 °С (имеется система кондиционирования и обогрева);
- емкость топливного бака — 160 л + 2 канистры 20 л;
- давление на грунт — 0,12 кг/м2 (передняя секция) и 0,14 кг/м2 (задний отсек);
- дальность автономного хода — 330 км;
- рулевое управление с гидроусилением;
- гусеничные траки — ширина 60 см, резина с нейлоновым кордом;
- посадочные места — 6 в передней и 11 в задней секции;
- кузов выполнен из фибропластика с утеплением из пенополистирола;
- вес передней части — 2,74 т, задней — 1,76 т;
- грузоподъемность — 630 кг (передняя секция) и 1610 кг (задняя часть);
- длина (общая) — 6,9 м;
- ширина — 1,85 м;
- высота — 2,2 м.
Приведены показатели комплекса в стандартной комплектации. Кастомизированные модели могут обладать несколько измененными параметрами, что обусловлено спецификой установленного оборудования.
Плюсы и минусы
Основными плюсами вездехода «Лось» следует считать:
- высокая проходимость по любым поверхностям;
- способность преодолевать уклоны до 45°;
- способность преодолевать водные преграды;
- легкость управления, обычная автомобильная компоновка органов управления;
- большое количество вариантов тюнинга или спецификации;
- сочлененная схема конструкции, позволяющая передвигаться по местности со сложным рельефом;
- низкое удельное давление на грунт;
- малый износ гусениц;
- полный постоянный привод делает движение более интенсивным и позволяет легко преодолевать преграды.
- низкое расположение центра тяжести — на первый взгляд, вездеход кажется слишком высоким, но опрокинуть его практически невозможно.
Минусы:
- высокое потребление топлива;
- при движении по склону топливо перестает подаваться в поплавковую камеру бензиновых двигателей;
- сложности с поставками запчастей.
Несмотря на некоторые недостатки, вездеходы «Лось» пользуются большим интересом со стороны представителей организаций военного или служебного типа, промышленников и частных лиц.
Ситуация с поставками машин такова, что стандартной комплектации для них практически не существует. Поэтому, приходится заранее решать, какая именно специализация необходима заказчику, чтобы набор опций позволял решать все возникающие задачи.
Видео: обзор вездехода «Лось»
Ответы на вопросы
Начальная стоимость нового комплекса составляет 10 000 000 ₽. Необходимо учесть — это минимальная сумма, которая может увеличиться в несколько раз из-за особенностей комплектации, кастомной специализации или наличия сложного оборудования.
Самый простой способ — заказывать детали на сайте поставщика. Можно также использовать стандартный метод и поискать запчасти на Авито. Однако в этом случае качество деталей никто гарантировать не сможет.
Прекращен выпуска первой модели, разработанной еще в 1974 году. Производство машин продолжается, только старые конструкции претерпели изменения в соответствии с новыми требованиями к транспортным средствам. Современные вездеходы изготавливают с учетом новых разработок, появления более качественных материалов и технологий.
По степени сложности эта процедура не отличается от работ с другими машинами подобного типа. Надо понимать — любой ремонт сложен настолько, насколько он под силу мастеру, соответствует его квалификации и техническим возможностям. Если собственных навыков недостаточно, рекомендуется пользоваться услугами специализированных сервисных организаций.
Да, позади второй секции можно прикрепить еще один прицеп грузоподъемностью до 2500 кг. При этом, надо учитывать повышение нагрузки и дополнительный расход топлива.