Вездеходы на шинах низкого давления: особенности, применение, разновидности

Что это такое

Вездеход на шинах высокого давления — это транспортное средство, предназначенное для использования в самых сложных условиях — на пересеченной местности, в заболоченных или заснеженных участках. Основной особенностью является тип движителя — это шины увеличенного размера со сравнительно малым давлением. Площадь опоры таких шин на грунт гораздо больше, чем у обычных покрышек, а удельное давление — намного меньше. Причина этого проста — слабо накачанная шина сильнее деформируется под весом технического средства, из-за чего пятно контакта становится больше обычного.

Для создания нужного давления шин на грунт колеса делают большими и очень широкими. Из-за малой удельной нагрузки покрышки оснащают протекторами большой высоты. Они обеспечивают сцепление на скользкой дороге, позволяют вездеходу лучше удерживаться на склонах, выбираться из впадин рельефа.

Большой размер колес имеет еще одно важное значение — они позволяют технике в буквальном смысле плавать, выполняя функции поплавков. Вездеход на ШНД способен форсировать водные преграды, что весьма ценно для людей, работающих в полевых условиях и часто сталкивающихся с неожиданными водными препятствиями.

Основные особенности данного транспорта формируются именно типом и размером шин. Это означает, что, теоретически, можно оснастить ШНД самые разные транспортные средства, и ожидаемый результат будет получен практически всегда (с оговоркой относительно технических возможностей кузова и мощности двигатели). Конечно, на практике может возникнуть масса проблем, ограничивающих реализацию подобного замысла.

Особенности конструкции

Специфика использования вездеходов на ШНД предъявляет к их конструкции несколько особых требований. Помимо обычных показателей — мощности, прочности, способности переносить высокие нагрузки — здесь нужны некоторые конструкционные решения, нетипичные для других видов вездеходной техники.

Колеса

Для снижения удельного давления на грунт и перераспределения нагрузки на более обширную площадь контакта нужны колеса большего диаметра и толщины. Они обеспечивают способность проходить по нестабильным грунтам без риска увязнуть в первой же впадине. Кроме того, такие шины могут выполнять роль поплавков и обеспечивать вездеходу возможность преодолевать водные преграды вплавь.

Есть и еще одна весьма полезная функция — большие шины работают как дополнительные амортизаторы, что в условиях бездорожья обеспечивает дополнительный комфорт для пассажиров и водителя.

Рулевое управление

Эксплуатация в крайне сложных (нередко — экстремальных) условиях выдвигает особые требования к конструкции рулевого управления. Нужны гидроусилители руля (иногда используются специальные рулевые системы, оснащенные электроусилителями). Без них водителю будет слишком сложно выводить машину из глубоких колей, впадин поверхности, удерживать правильное положение на склонах и т. п.

Привод

В условиях бездорожья необходимо использовать полноприводные модели транспортных средств. Лишь некоторые модели оснащаются только задним приводом.

Водители вездеходов высоко оценивают возможность использования всех ведущих колос — по расхожему выражению опытных людей, «хоть одним, да зацепится».

Разновидности

Разработано немало видов вездеходов на шинах низкого давления. Они рассчитаны на разные нагрузки и условия эксплуатации. Все виды можно условно объединить в несколько групп:

Это трехколесные мотоциклы, предназначенные для езды по бездорожью. Их правильнее было бы отнести к прогулочной и туристической технике, хотя для некоторых профессий такие машины достаточно удобны (например, для егерей или лесников).
Это также разновидность туристическо-прогулочных вездеходов. Для серьезных экспедиций они непригодны, но для поездок в пределах сравнительно небольших участков вполне подойдут.
Это уже полноценные вездеходы, хотя и самые маленькие среди своих более могучих собратьев. Обладают сравнительно малой мощностью и вместимостью, что накладывает ограничения на возможности использования.
Это самые мощные и универсальные вездеходы, способные справляться практически со всеми проблемами, возможными в пути по бездорожью.

Кроме этого, есть модели с кузовом, состоящим из одной рамы или из двух частей, скрепленных шарниром (переломки). Первые хороши для езды по ухабистой или болотистой местности, но с относительно ровным рельефом. Вторые весьма эффективны на сильно пересеченной местности — за счет возможности изменения формы кузова снижается нагрузка на несущие элементы. Кроме того, увеличиваются возможности сцепления с поверхностью, позволяющие вездеходу преодолевать более сложные преграды.

Область использования

Вездеходы на шинах низкого давления обладают высокими возможностями при движении по нестабильному грунту. Это лучшие снегоходы и болотоходы, способные проходить по болотистым и заснеженным местностям без риска застрять и нуждаться в посторонней помощи. В этом отношении они заметно превосходят гусеничные и шнековые вездеходы, несколько уступая лишь конструкциям на воздушной подушке.

Основная область применения подобной техники — экспедиционная и исследовательская работа в условиях Севера или других местностей, не имеющих оборудованных дорог.

Подобный транспорт подходит для геологов, картографов и геодезистов, егерей и лесников. Особый интерес он вызывает в местностях, имеющих большое количество водных преград и заболоченных участков (тундра). Кроме этого, подобная техника может оказать неоценимую помощь сотрудникам МЧС, скорой медицинской помощи или других экстренных служб.

Сегодня к вездеходам на ШНД проявляют большой интерес любители охоты и рыбалки, а также туристы. Статистика показывает, что спрос на технику данного вида среди любителей намного превышает интерес профессионалов — их меньше, и не всегда они имеют возможность выбирать лучшие варианты. Производители учитывают возникшую ситуацию и создают специализированные виды транспорта, предназначенные именно для туризма или использования рыбаками, охотниками.

Вездеходы прогулочного назначения не обладают всеми возможностями, необходимыми для использования в профессиональной сфере. Относится к ним надо именно с позиций сравнения с городским автотранспортом, но не как к серьезной вездеходной технике.

Плюсы и минусы

К числу важных плюсов вездеходов на ШНД следует отнести:

  • способность проходить по зыбким, болотистым или заснеженным участкам;
  • возможность преодолевать препятствия;
  • высокая устойчивость, позволяющая оставаться в нормальном положении на склонах;
  • прочность несущей рамы и каркаса, надежность;
  • безопасность для водителя и пассажиров;
  • высокая мощность двигателя, позволяющая преодолевать неровности рельефа или длинные уклоны;
  • в шинах не застревают мелкие камни, ветки и прочий мусор (это постоянная проблема гусеничных вездеходов);
  • комфортные условия для водителя и пассажиров.

Минусы вездеходов на ШНД:

  • низкий коэффициент сцепления с поверхностью (он уменьшается из-за малого удельного давления на грунт);
  • шины нередко получают пробоины, которые крайне сложно устранять в полевых условиях;
  • высокая стоимость некоторых моделей профессионального уровня.

Недостатки техники на ШНД можно считать особенностями конструкции. Они не оказывают решающего воздействия на транспорт, хотя и требуют от водителя внимания и учета определенных рисков.

Тактико-технические характеристики

В число тактико-технических характеристик вездеходов на ШНД входят обычные показатели несущих конструкций, двигателя и прочих узлов. Поскольку существует довольно большое количество моделей вездеходов, обладающих разными возможностями, привести какие-то общие для всех данные не представляется возможным. Однако можно рассмотреть в качестве примера характеристики определенной модели.

Трехосный вездеход Профи Макс

Рассмотрим показатели трехосного вездехода Профи Макс:

  • мощность — 152 л. с.;
  • длина, ширина, высота — 6710, 2500, 2805 мм;
  • масса — 4950 кг (без топлива и груза);
  • грузоподъемность (максимум) — 2000 кг;
  • диаметр и толщина колес — 1600 и 650 мм;
  • рабочее давление в шинах — 0,3-0,8 Ат;
  • колесная формула — 6 × 6;

  • коробка передач — механика;
  • мосты — комбинация ЗИЛ-131 и ГАЗ-66;
  • раздаточная коробка — Foton;
  • топливо — дизель;
  • объем топливного бака — 2 × 120 л;
  • расход топлива на 100 км — 20-30 л;
  • количество мест — 2 водительских и 12 пассажирских.

У других моделей показатели меняются в соответствии с назначением и спецификой использования. Единственной характеристикой, остающейся неизменной для большинства вездеходов, остается давление в шинах.

Лучшие модели

В нашей стране производится немало вездеходной техники, способной справляться с условиями бездорожья и сложного рельефа местности. Среди наиболее эффективных моделей вездеходов на шинах низкого давления можно выделить следующие модели:

Известная и популярная марка вездеходов на шинах сверхнизкого давления и пневмоциркуляционной подвеске. Шины связаны между собой воздушными трубками, позволяющими перераспределять давление между точками опоры и тем самым влиять на коэффициент сцепления с поверхностью в разных условиях. изначально вездеходы разрабатывались в Киеве с расчетом на поставки в Россию. Сегодня контракты расторгнуты, но в России производство машин продолжается под маркой Архант.
Универсальный двухместный вездеход на шинах сверхнизкого давления. Способен ездить не только по асфальту или пересеченной местности, но и плавать по воде. Машина легкая (всего 670 кг), может принять на борт до полутонны груза. Изготавливается в Пскове.
Модульный вездеход, сборка которого производится в Нижнем Новгороде. При этом, каждая модель собирается по индивидуальной схеме (не конвейер). Машина довольно скоростная (до 80 км/ч, тот же Шерп может двигаться со скорость до 35 км/ч). Однако груза данный вездеход может взять всего 100 кг.
Изделие одноименной компании из Вологды. Рассчитан на движение по пересеченной местности и по воде (способен плыть). Может взять до 500 кг груза, развивает скорость до 50 км/ч. Этакий «середнячок» среди колесных вездеходв (хотя, цена его начинается от 4 млн, что заметно ограничивает спрос).
Одноместный вездеход без кабины (квадроцикл). Производителем машины является ПО «Шограш-Нева». Предназначен для прогулочных поездок по туристическим маршрутам, но востребован среди геологов и егерей.

Перечень вездеходов на ШНД можно продолжать еще долго. Моделей много, при желании можно подобрать идеальный вариант под любые условия и задачи.

Видео: обзор вездеходов амфибий на шинах низкого давления

Вопросы и ответы

Какие шины используются в вездеходах, камерные или бескамерные?

В разных моделях могут быть использованы оба варианта. Необходимо учесть, что камерные шины способны выдерживать нагрузку, почти в 2 раза превышающую возможности бескамерных шин.

Можно ли ездить на таких вездеходах по дорогам общего пользования?

Вездеходы на ШНД классифицируются как трактора. Езда на них разрешена, но владельцу сначала придется получить удостоверение, дающее право на управление трактором.

Цены на колесные вездеходы довольно высоки. Почему они такие дорогие?

Стоимость подобных машин определяется их техническими показателями, спецификой используемых деталей и общими особенностями конструкции. Примечательно, что есть и более дешевые модели (три- или квадроциклы, некоторые модели четырехколесных вездеходов с кабинами).

Можно ли садиться на одно- или двухместные машины большим количеством человек?

Нет, этого делать не следует. Изменяется положение центра тяжести, машина теряет устойчивость и может опрокинуться. Кроме того, возрастает общая нагрузка, что может привести к преждевременному износу ходовой части.

Можно ли изготовить вездеход на ШНД своими руками?

Да, можно. Однако задача довольно сложна в техническом плане. Кроме того, оформить разрешение на его использование будет весьма непросто, так как придется преодолевать массу административных преград.