Вездеходы на шинах низкого давления: особенности, применение, разновидности
Что это такое
Для создания нужного давления шин на грунт колеса делают большими и очень широкими. Из-за малой удельной нагрузки покрышки оснащают протекторами большой высоты. Они обеспечивают сцепление на скользкой дороге, позволяют вездеходу лучше удерживаться на склонах, выбираться из впадин рельефа.
Большой размер колес имеет еще одно важное значение — они позволяют технике в буквальном смысле плавать, выполняя функции поплавков. Вездеход на ШНД способен форсировать водные преграды, что весьма ценно для людей, работающих в полевых условиях и часто сталкивающихся с неожиданными водными препятствиями.
Основные особенности данного транспорта формируются именно типом и размером шин. Это означает, что, теоретически, можно оснастить ШНД самые разные транспортные средства, и ожидаемый результат будет получен практически всегда (с оговоркой относительно технических возможностей кузова и мощности двигатели). Конечно, на практике может возникнуть масса проблем, ограничивающих реализацию подобного замысла.
Особенности конструкции
Специфика использования вездеходов на ШНД предъявляет к их конструкции несколько особых требований. Помимо обычных показателей — мощности, прочности, способности переносить высокие нагрузки — здесь нужны некоторые конструкционные решения, нетипичные для других видов вездеходной техники.
Колеса
Есть и еще одна весьма полезная функция — большие шины работают как дополнительные амортизаторы, что в условиях бездорожья обеспечивает дополнительный комфорт для пассажиров и водителя.
Рулевое управление
Эксплуатация в крайне сложных (нередко — экстремальных) условиях выдвигает особые требования к конструкции рулевого управления. Нужны гидроусилители руля (иногда используются специальные рулевые системы, оснащенные электроусилителями). Без них водителю будет слишком сложно выводить машину из глубоких колей, впадин поверхности, удерживать правильное положение на склонах и т. п.
Привод
В условиях бездорожья необходимо использовать полноприводные модели транспортных средств. Лишь некоторые модели оснащаются только задним приводом.
Водители вездеходов высоко оценивают возможность использования всех ведущих колос — по расхожему выражению опытных людей, «хоть одним, да зацепится».
Разновидности
Разработано немало видов вездеходов на шинах низкого давления. Они рассчитаны на разные нагрузки и условия эксплуатации. Все виды можно условно объединить в несколько групп:
Кроме этого, есть модели с кузовом, состоящим из одной рамы или из двух частей, скрепленных шарниром (переломки). Первые хороши для езды по ухабистой или болотистой местности, но с относительно ровным рельефом. Вторые весьма эффективны на сильно пересеченной местности — за счет возможности изменения формы кузова снижается нагрузка на несущие элементы. Кроме того, увеличиваются возможности сцепления с поверхностью, позволяющие вездеходу преодолевать более сложные преграды.
Область использования
Вездеходы на шинах низкого давления обладают высокими возможностями при движении по нестабильному грунту. Это лучшие снегоходы и болотоходы, способные проходить по болотистым и заснеженным местностям без риска застрять и нуждаться в посторонней помощи. В этом отношении они заметно превосходят гусеничные и шнековые вездеходы, несколько уступая лишь конструкциям на воздушной подушке.
Основная область применения подобной техники — экспедиционная и исследовательская работа в условиях Севера или других местностей, не имеющих оборудованных дорог.
Подобный транспорт подходит для геологов, картографов и геодезистов, егерей и лесников. Особый интерес он вызывает в местностях, имеющих большое количество водных преград и заболоченных участков (тундра). Кроме этого, подобная техника может оказать неоценимую помощь сотрудникам МЧС, скорой медицинской помощи или других экстренных служб.
Вездеходы прогулочного назначения не обладают всеми возможностями, необходимыми для использования в профессиональной сфере. Относится к ним надо именно с позиций сравнения с городским автотранспортом, но не как к серьезной вездеходной технике.
Плюсы и минусы
К числу важных плюсов вездеходов на ШНД следует отнести:
- способность проходить по зыбким, болотистым или заснеженным участкам;
- возможность преодолевать препятствия;
- высокая устойчивость, позволяющая оставаться в нормальном положении на склонах;
- прочность несущей рамы и каркаса, надежность;
- безопасность для водителя и пассажиров;
- высокая мощность двигателя, позволяющая преодолевать неровности рельефа или длинные уклоны;
- в шинах не застревают мелкие камни, ветки и прочий мусор (это постоянная проблема гусеничных вездеходов);
- комфортные условия для водителя и пассажиров.
Минусы вездеходов на ШНД:
- низкий коэффициент сцепления с поверхностью (он уменьшается из-за малого удельного давления на грунт);
- шины нередко получают пробоины, которые крайне сложно устранять в полевых условиях;
- высокая стоимость некоторых моделей профессионального уровня.
Недостатки техники на ШНД можно считать особенностями конструкции. Они не оказывают решающего воздействия на транспорт, хотя и требуют от водителя внимания и учета определенных рисков.
Тактико-технические характеристики
В число тактико-технических характеристик вездеходов на ШНД входят обычные показатели несущих конструкций, двигателя и прочих узлов. Поскольку существует довольно большое количество моделей вездеходов, обладающих разными возможностями, привести какие-то общие для всех данные не представляется возможным. Однако можно рассмотреть в качестве примера характеристики определенной модели.
Рассмотрим показатели трехосного вездехода Профи Макс:
- мощность — 152 л. с.;
- длина, ширина, высота — 6710, 2500, 2805 мм;
- масса — 4950 кг (без топлива и груза);
- грузоподъемность (максимум) — 2000 кг;
- диаметр и толщина колес — 1600 и 650 мм;
- рабочее давление в шинах — 0,3-0,8 Ат;
- колесная формула — 6 × 6;
- коробка передач — механика;
- мосты — комбинация ЗИЛ-131 и ГАЗ-66;
- раздаточная коробка — Foton;
- топливо — дизель;
- объем топливного бака — 2 × 120 л;
- расход топлива на 100 км — 20-30 л;
- количество мест — 2 водительских и 12 пассажирских.
У других моделей показатели меняются в соответствии с назначением и спецификой использования. Единственной характеристикой, остающейся неизменной для большинства вездеходов, остается давление в шинах.
Лучшие модели
В нашей стране производится немало вездеходной техники, способной справляться с условиями бездорожья и сложного рельефа местности. Среди наиболее эффективных моделей вездеходов на шинах низкого давления можно выделить следующие модели:
Перечень вездеходов на ШНД можно продолжать еще долго. Моделей много, при желании можно подобрать идеальный вариант под любые условия и задачи.
Видео: обзор вездеходов амфибий на шинах низкого давления
Вопросы и ответы
В разных моделях могут быть использованы оба варианта. Необходимо учесть, что камерные шины способны выдерживать нагрузку, почти в 2 раза превышающую возможности бескамерных шин.
Вездеходы на ШНД классифицируются как трактора. Езда на них разрешена, но владельцу сначала придется получить удостоверение, дающее право на управление трактором.
Стоимость подобных машин определяется их техническими показателями, спецификой используемых деталей и общими особенностями конструкции. Примечательно, что есть и более дешевые модели (три- или квадроциклы, некоторые модели четырехколесных вездеходов с кабинами).
Нет, этого делать не следует. Изменяется положение центра тяжести, машина теряет устойчивость и может опрокинуться. Кроме того, возрастает общая нагрузка, что может привести к преждевременному износу ходовой части.
Да, можно. Однако задача довольно сложна в техническом плане. Кроме того, оформить разрешение на его использование будет весьма непросто, так как придется преодолевать массу административных преград.